Инвестиции в "пропущенное" искусство

Просмотр списком

В "Галеев-Галерее" окрылась выставка графических работ питерского художника Александра Русакова "Работы на бумаге".

Инвестиции в "пропущенное" искусство

Энергичный куратор Ильдар Галеев давно решил заниматься показом в Москве художников ленинградской школы — как ни странно, питерское искусство разных десятилетий ХХ века не слишком хорошо известно в столице. То есть самые громкие имена вроде Павла Филонова или Николая Тырсы звучат регулярно. А вот их "среда обитания" известна значительно хуже. В начале 2004 года в стенах, кажется, окончательно ныне почившей галереи "Арт-Диваж" Галеев показал программную выставку "Неизвестный довоенный Ленинград" — многие имена тогда прозвучали на московской арт-сцене чуть ли не впервые. В числе десятков тогдашних галеевских экспонентов было имя художника Александра Русакова (1898-1952), представленного живописью и графикой 1920-х — 1930-х годов.

У нынешней выставки Русакова в "Галеев-Галерее" подзаголовок: "Работы на бумаге". То есть показана графика — рисунки, акварели, темперы. Экспозиция, составленная зачастую из сугубо рабочих, с повторяющимися сюжетами листов, как бы приоткрывает зрителю доступ в мастерскую художника: многое выполнено с явным прицелом для дальнейшего переноса на холст. Что вовсе не отменяет художественного качества этих произведений — другое дело, что с точки зрения усредненного "новорусского" собирателя некоторые экспонаты выглядят, что называется, небогато. Но российское "пропущенное" искусство — тот брэнд, который сейчас на слуху, и, кажется, вот-вот начнет пребывать в поле зрения самых продвинутых коллекционеров и даже аукционных домов.

Так что к графическому наследию Русакова стоит приглядеться даже из самых прагматических соображений: инвестиции в искусство — не пустой звук, а реальный финансовый механизм.

Художник Александр Русаков появился на свет в городе Севске бывшей Орловской губернии в семье земского врача. Когда отец оставил профессию и решил перейти на службу в транспортную компанию, семейство перебралось в Петербург. В первое десятилетие ХХ века Александр учился в частной школе рисования и живописи Званцевой, общеобразовательную школу окончил в революционном 1917-м, а через год поступил в Академию художеств, где его наставником оказался художник-передвижник Николай Дубовской, чья живопись и сегодня остается предметом вожделения собирателей. С учителями Русакову вообще повезло: среди других знаковых имен, оказавших влияние на молодого станковиста, были Дмитрий Кардовский и Осип Браз.

В 1925-м Русаков начал участвовать в выставках, пребывая последовательно в творческих объединениях "Община художников" и "Круг художников" — обстоятельства времени были еще таковы, что подобные камерные творческие альянсы пока были возможны. В 1932-м Русакову пришлось вступить в многолюдный ленинградский Союз советских художников. Блокаду он пережил в Ленинграде, работая над драматичными пейзажами города, который стал главной темой его творчества еще в мирные десятилетия. "Писал отец ежедневно — это была естественная его потребность, — вспоминает сын художника Юрий Русаков. — Работал в дневные часы, пользуясь тем, что мастерская - так называемая большая комната, квадратное сорокаметровое помещение с пятью высокими окнами — была максимально (для нашего севера) освещена, а весной и летом — просто залита солнцем".

"Галеев-Галерея": "Работы на бумаге. Александр Русаков (1898-1952)". До 25 августа

Инвестиции в "пропущенное" искусство
Александр Русаков. На пустыре. 1925-1930.
Инвестиции в "пропущенное" искусство
Александр Русаков. Лошади на водопое. Начало 1930-х.
8952
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top