Они снова увидели Сталина

Просмотр списком

Нынешним летом Государственная Третьяковская галерея планировала показать выставку, посвященную научной реставрации произведений изобразительного искусства. А заплатить за проведение такого показа обещалось Федеральное агентство по культуре и кинематографии, упраздненный ныне ФАКК. Нет агентства – нет и бюджета; даром, что проект был приурочен к юбилею Государственного НИИ реставрации.

Они снова увидели Сталина

Выставку к 100-летию «Золотого Руна» тоже разобрали — продлить многодельный проект невозможно без согласований с множеством музеев-участников. В общем, перед Третьяковкой возникла угроза отсутствия какой-либо экспозиции в самом большом зале на Крымском Валу — как раз в том, где только что показывали мастеров «Золотого Руна». К тому же, на момент форс-мажора выпала история со скандальным увольнением заведующего отделом новейших течений Третьяковки Андрея Ерофеева. Возможно, звучавшая немного зловеще в его истории тема музейных запасников, скрывающих неведомо что, как раз и натолкнула сотрудников ГТГ на мысль устроить экспозицию, презентующую музейные закрома. Одно дело, когда публика лишь смутно догадывается, что хранится за высокими непрозрачными дверьми фондохранилища, другое — увидеть запрятанные подальше от случайных глаз произведения вживую. Так в ГТГ случилась выставка с немудрящим названием «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники».

«В силу обстоятельств мы сделали эту выставку очень быстро, — рассказывает заместитель генерального директора Третьяковки Ирина Лебедева. — Материал, который мы представляем, охватывает период с 1910-х годов по настоящее время. Хотелось показать вещи, которые все любят и знают, но давно не видели — например, „Сирень“ Петра Кончаловского». Честно сказать, собранная стараниями двух отделов живописи, отдела графики и отдела скульптуры экспозиция заранее представлялась более экзотичной, чем оказалась в действительности. Не секрет, что в нашем искусстве множество превосходных мастеров несправедливо считаются художниками «второго ряда». Музейщики могли бы побаловать публику диковинами, но вновь обошлись, по большей части, общеизвестными произведениями. Впрочем, нет ничего плохого и в том, чтобы лишний раз увидеть превосходную живопись Александра Шевченко, а также Александра Куприна и других «бубновых валетов», соприкоснуться с искусством хрущевской «оттепели» или, наоборот, с «дооктябрьской» живописью Натальи Гончаровой.

Экспозиция, которая обыгрывает застройку зала, выполненную для показа произведений художников «Золотого Руна», устроена так, что зрителю, движущемуся по диагонали экспозиционного пространства, как бы приходится преодолевать рубежи истории искусства ХХ столетия. Сначала — «Стол с сахарницей. Кубистический фактурный этюд» (конец 1910-х) Давида Штеренберга, «Воспоминание о Мантенье» (1910) Константина Богаевского. Следующий «рубеж» — развешенные на выстроенных пунктиром стендах работы отечественных художников послереволюционных лет: картины Георгия Рублева, Игоря Грабаря, Константина Истомина. Представлены также Александр Лабас, Екатерина Зернова и Александр Самохвалов. В разделе первого послевоенного десятилетия небольшой холст Дмитрия Мочальского «Они видели Сталина» (1948), запечатлевший группу возвращающихся с Красной площади подростков с блестящими от восторга глазами. Минувшей зимой, в канун выборов, Третьяковка выдавала картину на одну из московских выставок. Только там этот экспонат скромно именовался «После демонстрации» — чтобы, так сказать, не нагнетать. Теперь на этикетке вновь указаны оба названия. А несколько совсем уж недавних произведений, вроде выполненных Эдуардом Гороховским портретов Ильи Кабакова, Эрика Булатова и других мэтров андеграунда, как бы намекают на то, что для современного искусства в Третьяковской галерее по-прежнему не все потеряно.

ГТГ на Крымском Валу: «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники». До 14 сентября


Они снова увидели Сталина
Петр Вильямс. Женщина у стола (Нана). 1934
Они снова увидели Сталина
Дмитрий Мочальский. После демонстрации. (Они видели Сталина). 1949
Они снова увидели Сталина
Дмитрий Жилинский. Купающиеся солдаты. (Строители моста). 1959
846
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top