Первые кросавчеги на районе

Просмотр списком

Когда на рубеже тысячелетий роман "Больше Бена" появился в интернете и отхватил премию "Дебют" 2001 года, ничто не предвещало столь успешных поворотов его судьбы. Язык авторов не был похож на существующие литературные нормы. Да и норм, как таковых, уже не существовало. Девяностые были десятилетием Сорокина, Пелевина и Пепперштейна – авторов, изрядно потрудившихся над разрушением канонического облика русской словесности и невольно предвосхитивших успех "литераторов" новой генерации. Даже вместо имен у авторов бестселлера были сетевые псевдонимы – Спайкер и Собакка. А язык, который они использовали в своих дневниковых записках, был неведом до этого широкому читателю – жесткий, раскованный и навязывающий новые языковые стандарты.

Первые кросавчеги на районе

Но в то же время, парадоксальным образом — простой, понятный, вызывающий доверие и соучастие.
Интернет стал фактически свободной трибуной персонажей, для которых нецензурная и свободная от стереотипов лексика, гомофобия, алкоголь, секс и наркотики были неотделимы друг от друга и являлись естественной оболочкой повседневной жизни. И таких персонажей было много. Очень много. Что в итоге и явилось поводом объединить огромное количество людей, испытывающих очевидную общность взглядов, в единое сообщество — эпатажную, провокационную сетевую субкультуру — пАдонки.
Отчасти, все нынешние преведы, медведы, кросавчеги и аффтар жжот появились на свет благодаря книге Сергея Сакина и Павла Тетерского. Таковы настоящие имена Спайкера и Собакки. Герои их романа — они сами. Два молодых и полных сил человека, без царя в голове и внятных жизненных целей. Они едут покорять Лондон, не зная языка, не имея профессии, ни даже сколь-нибудь вменяемого плана того, что они будут делать и на что жить в одном из самых дорогих мегаполисов мира.
Для поколения, выросшего на наркотических рейв-вечеринках, с чеченской войной в телевизоре и журналом "Птюч" в качестве библии, а впоследствии избравшего жизнь офисного планктона, реальные приключения их сверстников стали предметом культа и обожания. Одному из авторов книги, Сергею Сакину, вскоре после литературного дебюта довелось подтвердить негласный статус лидера своего поколения, продемонстрировав способность выживать не только в каменных, но и самых настоящих, реальных джунглях. Он стал одним из участников телевизионного шоу "Последний герой", ничуть не потерявшись на фоне остальных претендентов уже не на локальную, внутрисетевую, а на всенародную славу.
Спустя восемь лет книга стала фильмом. Причем — английским. Сами авторы расценивают экранизацию как удачную. И этот факт, учитывая принадлежность создателей бестселлера к пАдонковской культуре, основанной на отрицании всего и вся, является сильным аргументом против критиков картины.
Режиссером фильма стала Сьюзи Хэйлвуд, давно вынашивавшая планы экранизации "Больше Бена". Статус дебютантки не помешал ей снять увлекательную картину, в которой четко видна крепкая профессиональная подготовка. В ее фильмографии несколько успешных короткометражек. И хотя бюджет проекта был минимальным и инвестировался частными лицами, перед нами — "настоящее" британское кино.
Наши соотечественники не впервые становятся главными персонажами английских фильмов. Но герои "Больше Бена" разительным образом отличаются от карикатурной русской мафии из недавнего фильмаКроненберга "Порок на экспорт".
Инструкция по выживанию в Лондоне, который мы, как и герои фильма, привыкли ассоциировать с романтическими штампами, рассказана реалистично и бескомпромиссно. Мелкие хищения из продуктовых магазинчиков, махинации с кредитными картами, торговля краденными сотовыми телефонами и прочие незаконные способы зарабатывания на жизнь — все это лишь повод продемонстрировать нам одну из темных, не афишируемых сторон британского образа жизни. Такой Лондон мы знаем по книгам Ника Хорнби, Дуги Бримсона и Сью Таунсенд. Но, как правило, в фильмах, снятых по романам исконно английских авторов, по экрану бродят Хью Грант или Колин Ферт, озабоченные легкими душевными терзаниями, от которых им помогают избавиться открыточные виды на покрытый туманом Тауэр или шумный, многолюдный и веселый Кэмден-таун.
Лондон "Больше Бена" — это город, в котором чужакам нет места. Где не только не помогут, но и заберут последнее, что есть. Это город, в котором живут выходцы со всего света, занимаясь самой грязной и низкооплачиваемой работой. Но даже она — практически недоступна для Спайкера и Собакки, вынужденных осваивать профессию мелких мошенников. Любая, пусть даже самая агрессивная пАдонковская идеология уступает тут место банальному выживанию. Мир удушающей бедности и затхлых коммуналок, населенных неграми и пакистанцами, способен перепахать сознание даже таким крепким и отвязным парням, как герои картины.
Одна из заслуг режиссера — актерский дуэт Бена Барнса и Андрея Чадова. Оба стремительно превращаются в экранных звезд первой величины. Но каждый — на своей языковой территории. Бен Барнс, по единодушному мнению критиков — "переигравший" своего российского коллегу, прямиком проследовал со съемочной площадки "Больше Бена" на крупные голливудские проекты вроде "Принца Каспиана" и "Звездной пыли".
Нельзя не упомянуть и блестящий саундтрек картины, которому наверняка обеспечена самостоятельная популярность, ведь большинство музыкальных номеров не просто иллюстрируют происходящее на экране. Они задают ритм и интонацию, сменяя друг друга так же, как сменяются сюжетные повороты этой непростой истории, финал которой остается открытым.

6809
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top