Сюзи и галстук в горошек

Просмотр списком

"Вы не подскажете, где проходит выставка Бориса Михайлова?" "Там" — махнули мне рукой две милые улыбчивые девушки, пришедшие на "Винзавод", вероятно, чтобы повысить свою осведомленность в области современного искусства. И так же вежливо добавили: "Только мы вам не советуем".

Сюзи и галстук в горошек

Зрительское неприятие искусства живого классика и единственного отечественного фотографа, удостоенного шведской премии Hasselblad, юными девами вполне объяснимо. Несмотря на получение самой престижной фотографической премии, Михайлова относят к юрисдикции современного искусства, а не фотографии. За его псевдолюбительскими снимками стоит не репортерская тяга к запечатлению момента жизни, а мощная художественная концепция.

Концепция эта, как все гениальное, проста. Михайлов обращается к тому, от чего бегут другие — к банальности, повседневности, тривиальности - к тому, что наше сознание склонно отсеивать, вычитать как фон в силу обыденности.

Сам Михайлов говорит, что корни его творческого метода уходят в советское тоталитарное прошлое, когда на фотографа был наложен целый ряд запретов, которые, кстати, ничем от запретов нынешних не отличаются и касаются, в основном, обнаженки и поношения существующего строя. В результате этой цензуры в советской истории возникли невосполнимые лакуны, и целые пласты жизни, никем не запечатленные и не воспетые, канули без следа. Начиная же с 60-х, Борис Михайлов, документируя то, что игнорировали другие, последовательно заполнял эти лакуны.

Бытует мнение, что именно его фотографиями в недалеком будущем проиллюстрируют учебники по истории.

Мировая известность пришла к Михайлову в конце 90-х, после представленного на выставке проекта "История болезни" — серии пронзительных постановочных фотографий с позирующими бомжами. Здесь же выставлен и знаменитый проект "Сюзи и другие", сделанный в 60-70-х.

Еще одна поразительная серия работ, представленная на выставке, сделана в 1986 году и называется "Соляные озера". На черно-белых снимках - индустриальный ландшафт: одна заводская труба направлена в небо, другая — в землю. Вернее, в маленькое озерцо, куда стекают техногенные нечистоты, необъяснимым образом прослывшие целебными. В объектив Михайлова попали сотни советских людей, приехавших, чтобы припасть к "целительной" трубе и окунуться в сточные заводские воды.

В небольшой комнатке притаилось слайд-шоу "Отдых на Тенерифе" 2006 года. Там, глядя на сменяющие друг друга изображения пожилых туристов, являющие собой картину благополучной обеспеченной старости, вдруг понимаешь, что они поразительно похожи и на бомжей, и на донбасских купальщиков, и на всех прочих героев фотографий Бориса Михайлова — художника, сумевшего сформулировать и запечатлеть некое универсальное высказывание о человеке.

Центр современного искусства "Винзавод": Борис Михайлов "Исторические перепады", до 31 августа

7185
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top