Хочу выйти замуж в бумажном платье

Просмотр списком

"Остатки" бумажных коллекиций Яши Каждана выставлены в галерее "Зураб".

Хочу выйти замуж в бумажном платье

Яша Каждан — номинант на премию в области современного искусства "Инновация", призер фестиваля "Изолента", участник многочисленных видеофестивалей и групповых выставок в России, Германии, Бельгии, США, востребованный видеохудожник, чьи работы находятся в ведущих московских музеях и крупнейших международных частных коллекциях. В течение нескольких последних лет Яков Каждан занимается почти исключительно видеоартом, успешно эксплуатируя тему рекламы и брэндов.

Выставка "233ºC" посвящена раннему периоду творчества Каждана, берущему начало в конце 90-х, к которым у Яши особое отношение. Недаром одна из его видеоработ носит название "Как хорошо, что мы не умерли в 90-е". Тот период своего творчества художник именует "бумажным". И это не метафора — десять лет назад Яша шил бумажные платья, делал с ними же перформансы и называл себя Бумажным модельером.

На выставке представлена документация перформансов бумажного периода и предметы бумажной одежды, запаянные в пластиковые параллелепипеды. Перформансы выставлены на одной стене на плазменных панелях в хронологическом порядке, начиная от наивного и милого "Пьеро — заклинатель змей", где перед началом говорит теплые слова в адрес Яши Тимур Петрович Новиков, культовая фигура 90-х, и до "Communication Food" — последнего перформанса бумажного периода, где Яша самоотверженно поедал изображения, распечатанные на офисном принтере. В этом же ряду две документации проекта "Да здравствует искусство Татлина!", для которого Каждан реконструировал по эскизам утраченную "нормаль-одежду" авангардиста Татлина. Этажом ниже выставлены телевизионный фильм о Татлине и огромная фотография, где пять человек в бумажной одежде шагают по Дворцовой площади Санкт-Петербурга с растяжкой "Татлин" в руках.

Хочу выйти замуж в бумажном платье

На одной из плазм демонстрируется перформанс "Бумажная свадьба", где в сшитом вручную из белоснежной офисной бумаги платье бродит среди деревьев постоянная участница ранних перформансов Каждана, а сейчас авторитетный арт-критик Мария Кравцова.

На женские платья, преимущественно свадебные, приходится львиная доля бумажной одежды.

Их можно разделить на два типа — многоразовые, отличающиеся от обычных только своим горючим материалом, и одноразовые, которые создавались непосредственно на девушках. Создание такого платья занимало от полутора до двух с половиной часов, существовало оно несколько минут, а запоминалось на всю жизнь. Стоит обратить внимание на документацию перформанса "Пер Гюнт", где среди прочих бумажных костюмов присутствует так называемое платье Сольвейг — оно не оставило равнодушной ни одну из известных мне девушек.

Хочу выйти замуж в бумажном платье
На противоположной от экранов стене выставлена еще одна бумажная коллекция из перформанса "Ноль за поведение"два платья и аксессуары, сделанные из школьных конспектов. При ближайшем рассмотрении на платьях можно разглядеть нарисованные синей шариковой ручкой рожицы, красные пятерки с минусами и такие перлы школьной программы, как "Евгений Онегин" — энциклопедия русской жизни" или "Идейно-тематическое содержании „Дубровского“ и „Капитанской дочки“.

В этом же пространстве выставлен проект „Дикие лебеди“ — одиннадцать бумажных рубашек (в настоящий момент запаянных в пластик), у одной из которых вместо рукава — бумажное крыло.

Вместе с горячими и буйными 90-ми закончилось и тотальное увлечение перформансом, к холодным и рациональным нулевым Яшино бумажное творчество постепенно сошло на нет.

Долгое время платья пылились на полках в мастерских и квартирах друзей, пока художник не решил их сжечь.

Собрал всех, кто когда-либо носил его бумажную одежду, купил фрукты и шампанское и устроил на Арт-Стрелке большой костер. Именно к нему апеллирует название выставки, 233ºC — это то же самое, что 451ºF, температура горения бумаги, воспетая Брэдбери.

Задокументированное сожжение стало центральным событием полнометражного фильма „Дохлая кошка“, к созданию которого, собственно, и приурочена эта выставка. Фильм является вольной авторской интерпретацией событий бумажного периода и его можно посмотреть в специально отведенном для этого зале.

Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9 (Галерея „Зураб“): Яков Каждан. 233ºC. 19 августа — 14 сентября

5037
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top