Сэм Клебанов: Что смотреть стране, решает ничтожный процент людей

Просмотр списком

Сэм Клебанов — один из немногих, которого можно смело назвать не только умным, но и красивым лицом российского телевидения. Его передача "Магия кино" уже несколько лет идет на канале "Культура", а сам он успешно занимается кинопрокатным бизнесом. Недавно в кинотеатре "Художественный" состоялась премьера фильма про телерейтинги "Прочисть мозги". Корреспондент Tata.ru встретился с Сэмом и обсудил с ним проблемы отечественного телевидения.

Сэм Клебанов: Что смотреть стране, решает ничтожный процент людей

— Расскажите, в чем суть фильма "Прочисть мозги"?
— В этом фильме кучка энтузиастов манипулируют рейтингами, специально занижая развлекательные программы и повышая количество просмотров общеобразовательных передач. Это фильм-игра, в которую предлагается сыграть и зрителям. Что бы было, если бы нам стали показывать много умных передач в прайм-тайм? А следующий шаг в этой игре — желание подумать, а надо ли мне, чтобы кто-то там диктовал, что я буду смотреть? Или я сам, вооружившись пультом от телевизора, могу выбрать что-то умное для себя? Почему бы не прочистить мозги в индивидуальном порядке? Это призыв ко всем зрителям фильма!

— Кто пойдет на этот фильм?
— Я очень надеюсь, что прежде всего эту картину захотят посмотреть люди, профессионально связанные с телевидением. Ну и во-вторых, любой человек, который хотя бы раз в жизни задумывается, почему мы смотрим то, что показывают. Ведь что происходит? Нам показывают одни и те же развлекательные программы. Все ругаются, плюются, но народ все равно продолжает смотреть. Я, например, до сих не встречал ни одного человека, который бы с искренним интересом смотрел шоу "Дом-2"!

— Можно ли назвать этот фильм неким противопоставлением всему развлекательному, легкомысленному, гламурному?
— Этот фильм довольно радикален. Потому что главные герои подменяют собой так называемый глас народа. Они считают, что в некоторых ситуациях, а в данном случае, это рейтинг телепрограмм, народ может ошибаться. Рейтинг передачи определяется ничтожным процентом людей, которые тупо подсели на тот или иной тележанр и по сути решают, что будет смотреть вся оставшаяся страна. В фильме главный герой как раз рассказывает историю о том, как они однажды снимали дешевую мыльную оперу с примитивным сюжетом и плохими актерами. Сначала рейтинги были низкими, никто не хотел смотреть это дерьмо, но они продолжали крутить его днем и ночью, и в итоге через полгода у сериала был самый высокий рейтинг. Народ просто привык к нему. Фильм провоцирует сознание на мысль: а не подсели ли мы на дерьмо, которое на нас льется? В прямом смысле слова. Это, как съесть манго в Москве. Мы привыкли к этому фрукту, к такому, какой он есть, а многие даже не пробовали настоящее манго, там где оно растет. У него совершенно другой вкус.

— Почему тогда заведомо дерьмовый продукт становится популярным?
— Потому что здесь в какой-то момент возникло движение людей, которые не хотят напрягать голову. Так сложилось, что все заняты своими делами, зарабатыванием денег. Люди ведут традиционный образ жизни, у них все разложено по полочкам. В будни ты ходишь на работу, вечером сидишь перед телевизором и может иногда по выходным куда-то выходишь, встречаешься с друзьями. А если начать задумываться о том, что вокруг происходит, то все становится печально и тревожно.

— Неужели так все печально?
— Наконец-то сейчас я иногда замечаю изменения в обществе. Я знаю людей, которые жили в таком ритме и вдруг оказалось, что их стабильная жизнь, которая казалась незыблемой, пошатнулась. Во многом из-за мирового экономического кризиса, который затронул и Россию. Они хотели закрыть глаза и отвлечься от того, что происходит в остальном мире. Стабильность оказалось иллюзорной. Какие-то дяди что-то решили там, а отразилось это на всех нас. Люди зарабатывали деньги, брали кредиты и вдруг обнаружили, что у них куча долгов.

— К чему вы клоните?
— Ну вот, для сравнения: мы смотрим рейтинг телешоу "Ледниковый период" на Первом канале — 7,6 и "Неделя с Марианной Максимовской" на РЕН ТВ — 1,7. (Показывает распечатку рейтингов). Что нового и интересного можно узнать из передачи "Ледниковый период"? На мой взгляд, это телевизионный суррогат. Известных людей заставляют заниматься тем, что им несвойственно. Можно посмотреть, можно не смотреть это шоу — в нашей жизни от этого ничего не изменится. Вечерний просмотр этой программы не повлияет на принятие важных решений. Что мы там нового увидим? Ух ты, а она еще и на коньках умеет кататься, да? И все! А "Неделя с Марианной Максимовской" — это одна из немногих серьезных аналитических новостных программ на отечественном телевидении.

— Ей как раз недавно вручили премию ТЭФИ.
— Да. Я смотрю, Марианна — мастер телевизионного жанра. Она может совершенно сухой информационный текст так произнести, с такой интонацией, что сразу становится явным то, что за этим посланием стоит. Надо посмотреть, осмыслить, понять, что в мире вокруг тебя происходит много вещей, которые тебя не устраивают. Фильм "Прочисть мозги" помогает задуматься о том, что нужно сделать, чтобы это было не так. Это влечет за собой большую работу головного мозга.

— Ну вам не кажется, что у каждой передачи есть своя аудитория?
— Да, я согласен. Это во всей Европе так. С другой стороны, было бы все-таки хорошо, если люди будут смотреть телевизор не только ради развлечения, но и ради того, чтобы понять что происходит вокруг, и стараться достичь чего-то в этой жизни.

— Но ведь в России очень распространено мнение, что от отдельного человека ничего не зависит.
— Да, есть такая у нас ментальность. Конечно, в таком случае человек приходит домой и думает, а зачем мне включать мозги, если от меня ничего не зависит, и делает выбор в пользу развлекухи. Но если так думать, то нас всех ждет не очень хорошее будущее, и в следующий раз уже другие дяди между собой что-то там решат, а нам лишь останется все это расхлебывать.

Однако бывает же такое, когда изначально попсовый персонаж эпатирует публику, участвует в развлекательных программах, а потом взрослеет и переходит в ранг, скажем, чуть ли не творческой элиты.
— Да? Например?

— Ну вот взять ту же Ксению Собчак. Она начинала с дешевеньких телепередач для подростков, была любимицей желтой прессы и папарацци, а потом вдруг надела очки, замотала волосы в пучок и стала постоянной гостьей разных аналитических программ. Как вы думаете, это хороший пример для подражания — тем, которые хотят походить на нее?
— Может быть. Если Ксения Собчак начнет пользоваться своей популярностью в хорошем русле, то почему бы и нет. Ведь любая форма может быть качественной! Если она вдруг начнет вести передачу о том, что действительно волнует людей, то честь ей и хвала. Тогда еще лучше. Люди, которые боготворят Ксению Собчак, тоже начнут задумываться о том, кто они и, главное, для чего живут.

— Ну, если бы вам предложили принять участие в развлекательном телепроекте на Первом канале, неужели бы вы не согласились?
— Меня уже приглашали вести и "Танцы со звездами", и "Король ринга", и даже "Золотой граммофон".

— А почему вы не пошли?
— А зачем? Я веду передачу о кино. Для меня это гораздо интереснее. (Улыбается.)

- Ну все-таки у тех передач высокий рейтинг. Вы бы могли стать более узнаваемым, тем самым повысив рейтинг и своей авторской передачи на канале "Культура"!
— Невозможно делать то и другое. Нельзя говорить о звездном кино и одновременно вести программу "Танцы со звездами". А потом, я по времени не успевал бы. У меня есть свой бизнес, кинопрокатная компания. Я делаю то, что несет определенный смысл.

— У вас достаточно яркий образ на телевидении. Говорят, вы нравитесь женской аудитории. Вы специально создавали этот образ?
— У меня нет имиджмейкера, стилиста... Голову я начал брить еще в 1997 году, до того, как попал на телевидение. Рост у меня от природы, спортом я тоже занимаюсь давно. Одеваюсь так, как кажется правильным.

— Строго соблюдаете дресс-код?
— Если того требует обстановка, то конечно. На Каннский фестиваль, понятно, я в шортах не приду. Там строго — смокинг и бабочка. Соблюдение дресс-кода — это проявление уважения к устроителям мероприятия. Если люди тебя приглашают и прописывают дресс-код, то почему бы не сделать им приятное, да и себе тоже?

— Знаете, когда меня пригласили на пресс-конференцию к Памеле Андерсон, пиар-агенты написали в приглашении black tie, а это подразумевает смокинг и бабочку. Естественно, никто из журналистов не пришел в таком виде. Это ведь абсурд!
— Да, у нас, к сожалению, даже организаторы не всегда знают, что такое дресс-код. Тот же black tie в России очень условен. В таких случаях я надеваю белую рубашку, а бабочку беру с собой и кладу в карман на всякий случай. Прихожу, смотрю по обстановке, надо надевать или так сойдет.

8343
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top