Защитите себя сами

Просмотр списком

Туфли, разваливающиеся еще в коробке, неработающий холодильник, ответы продавцов в лучших традициях шоковой терапии – это обратная сторона товарно-денежных отношений. Хорошо, что кроме денег и товара существует и защита прав потребителя. Знание закона поможет разобраться в спорных ситуациях, при этом сэкономив деньги, время и нервные клетки.

Защитите себя сами

Спокойствие, только спокойствие
Слышать эти фразы доводилось практически каждому. Хорошо бы еще знать, как на них правильно реагировать.

— Дайте-ка вашу сумочку!
Даже если охранное устройство на выходе начинает пищать, это не дает мужам в форме право обыскивать вашу сумку или, хуже того, карманы. По закону работники предприятия самообслуживания не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. На это имеют право лишь сотрудники милиции, да и то только в присутствии понятых. Справедливости ради стоит упомянуть и об обязанностях покупателя: предупреждать работников зала об аналогичных товарах, приобретенных у конкурирующей фирмы, складывать покупки только в специальную инвентарную тару и сохранять чек до выхода из торгового зала (в идеале — еще и выбросить его в урну после).

— Девушка, сдачи нет. Сходите, разменяйте деньги.
Эта просьба, как и предложение "взять шоколадку на сдачу", абсолютно неправомерна. Можете смело игнорировать, ссылаясь на нелюбовь к сладкому и букву закона.

— Все на витрине, смотрите сами.
Вы имеете полное право расспросить продавца о свойствах порошка и количестве калорий в пирожных и получить четкий квалифицированный ответ. Правда, вопросы "что ж у нас все так дорого" и "куда смотрит правительство" вряд ли подходят под определение "помощь в выборе товара".

— Вы эту бутылку разбили (порвали пакет с молоком, рассыпали по полу роллы) — вот и оплачивайте теперь.
Если порча товара произошла ненамеренно (вряд ли вашим хобби является кидание бутылок с марочным вином об стену), то сотрудники магазина не вправе требовать оплаты товара. По Гражданскому Кодексу РФ: это является "риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения", и его несет магазин. На практике же грань между "ненамеренно" и "по неосторожности" довольно тонкая, поэтому радостно размахивать тяжелой сумкой и опираться на стеллажи все же не стоит.

Вернуться и вернуть
Если и цвет оказался нелюбимым, и размер или качество — совсем не теми, то товар можно вернуть обратно. Но здесь существуют некоторые нюансы.

"Просто передумала" — достаточное основание для возврата непродовольственного товара в течение двух недель, без объяснений причины и без выбора другой вещи на ту же сумму. Можно вернуть товар, даже если чек потерян, выкинут или съеден. В этом случае будет достаточно свидетельских показаний подруги и документа, удостоверяющего личность. Ну и, конечно же, сохранности всех этикеток и внешнего вида товара.
Однако существует список вещей, к которым неприменимо "передумывание". Это лекарства, средства личной гигиены, парфюмерия, косметика, ювелирные украшения, белье, мебель, книги, животные, растения, бытовая техника и т.д.
Вещи из списка можно вернуть, если у них оказались дефекты или истек срок годности.

Некачественный товар или товар, сломавшийся на протяжении гарантийного срока, можно поменять, сдать в гарантийный ремонт или вернуть продавцу — по вашему желанию. Если товар - например, телефон или холодильник - относится к категории длительного пользования — то продавец должен скрасить вам ожидание ремонта, предоставив в течение трех дней аналогичный товар на этот период (автомобили, мебель и ряд бытовых приборов подобной компенсации не подлежат). В случае с холодильником — еще и бесплатно доставить его до квартиры. Но если вдруг сломается и он, то ремонт придется производить уже за свой счет.

Гарантийный срок на сани летом и телегу зимой, проще говоря — на сезонные товары (обувь, одежду и пр.), исчисляется с момента наступления сезона. То есть: если купленные в декабре босоножки с двухмесячной гарантией расползутся по швам в июне, их смело можно заменить. Поскольку лето в Мурманске и Сочи наступает в разное время, сроки наступления сезона регламентируются законами РФ в зависимости от климатической зоны.
Что касается, например, привезенной и установленной через 2 месяца после продажи мебели или доставленного по почте товара, гарантийный срок исчисляется со дня его доставки или установки (сборки, подключения). Если, конечно, эта обязанность лежит на продавце.

428
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top