Баян дня: Северная война в живописи

Просмотр списком

10 сентября 1721 года окончилась одна из самых длительных войн в российской истории – Северная война. Наголову разбив шведов, русская армия завоевала не только ингерманландские земли, но и пять прибалтийских крепостей, Карелию и южную часть Финляндии. Петром Великим были начаты масштабные преобразования в России, был создан флот и основан город Санкт-Петербург. Завоевание выхода в Балтийское и Северное моря способствовало развитию торговли и освоению новых земель. «Окно в Европу» означало проникновение в страну новых прогрессивных идей, развитие науки, налаживание культурных связей. Предлагаем вашему вниманию освещение темы «Северная война» в произведениях живописи.

Северная война в живописи
Северная война в живописи
Густав Седерстрём. Победа шведов при Нарве. 1700 г.

Картина посвящена Нарвской битве 19 ноября 1700 года, в ходе которой русские войска потерпели поражение. Результаты были плачевными: потери убитыми, смертельно раненными, утонувшими, дезертировавшими и умершими от голода и мороза составили приблизительно 10 тыс. человек, 700 человек, включая 10 генералов и 56 офицеров, попали в плен, было потеряно 179 из 184 пушек.

Северная война в живописи

Н. Зауервейд. Петр I усмиряет своих солдат после взятия Нарвы

Осада Нарвы происходила в 1704 году. Этот город расположен на территории Эстонии, а во времена Петра Великого он был на пути к завоеванию Ингерманландии. В ночь на 9 августа осадные войска, разделенные на три корпуса, собрались в траншеях. В полдень пятью пушечными выстрелами был дан сигнал к атаке. А к 3 часам главный вал был уже во власти русских. В ходе боя шведы взорвали мину, однако это не помогло им укротить штурм. Отброшенный со стен гарнизон укрылся в стенах старого города, а когда русская армия ворвалась в крепость, комендант посчитал дальнейшее сопротивление бесполезным. Оказавшись в городе, русские солдаты учинили жестокую расправу над жителями. И только вмешательство Петра смогло остановить кровавую бойню. За грабеж и убийство мирных граждан он заколол одного из своих солдат. На картине как раз и запечатлен момент въезда Петра I в Нарву.

Северная война в живописи

А.Е. Коцебу. Штурм крепости Нотебург 11 октября 1702 года

Осада и взятие крепости Нотебург длилась почти месяц. Кровопролитный штурм с перерывами продолжался 12 часов, и все клонилось к победе шведов, которые упорно отбивали атаку за атакой, пока последнюю попытку не предпринял отряд князя Михаила Михайловича Голицына, высадившегося под стенами крепости. Петр I наблюдал за происходившим в бинокль. Увидев фонтаны крови, он дал приказ Голицыну отступать, но тот продолжал атаковать. В конце концов шведы исчерпали свои ресурсы и устали сопротивляться, комендант крепости капитулировал. Много потерь стоила русским эта победа. Штурм был необычайно трудным и кровопролитным. «Правда, что зело жесток сей орех был, аднака, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чюдесно дело свое исправила»,— писал Петр А.А. Виниусу. Нотебург, завоеванный прежде у русских шведами, назывался Орешком, теперь снова возвратившись в Россию, стал именоваться Шлиссельбургом, ключом, который открыл дорогу к берегам Невы.

Северная война в живописи

Жан-Марк Натье. Сражение при Лесной

Битва при деревушке Лесной состоялась 28 сентября 1708 года. Шведский отряд во главе с А. Л. Левенгауптом готовился к переправе через речку Леснянку. Его прикрывали 6 батальонов на высоте у деревни Лесной, остальные обороняли тыл. Левенгаупт планировал отстреливаться до тех пор, пока не будет переправлен последний обоз. Первые атаки русские попытались произвести с ходу, в конном строю. Однако шведская пехота, выставив заграждения-«рогатки», отбила нападение. Тогда Петр I ввел в дело артиллерию и приказал драгунам слезть с коней и продолжать сражаться в пешем строю. Русские атаковали несколько раз, переходя от стрельбы к рукопашной схватке. В середине дня противники настолько устали, что солдаты попадали на землю и пару часов отдыхали прямо на поле боя: русские ожидали подхода отряд Р.Х. Баура, шведы – возвращения своего авангарда. К 5 часам дня к Петру I подошло подкрепление – 4 тысячи драгун генерала Баура. Получив подмогу, русские снова атаковали и загнали шведов к самой деревне и обозу. В то же время конница из отряда Баура обошла шведов с фланга и захватила мост через Леснянку, отрезав Левенгаупту путь к отступлению. Шведы оборонялись, используя деревню и обозные повозки как укрепленный лагерь. Шведский авангард помог Левенгаупту отбить у русских мост через речку. В 7 часов вечера стало темнеть, ухудшились погодные условия. Атаки русских прекратились, однако Петр I приказал артиллеристам обстреливать шведский лагерь. Шведы открыли ответный огонь. Эта перестрелка продолжалась до 10 часов, пока шведы не начали отступать, бросив три тысячи повозок и тяжелораненых. Даже обман шведов не помог им уйти далеко. Наутро русские, не обнаружив противника на позиции, догнали его, и переправа через реку была провалена.

Сражение при Лесной стало прологом Полтавской битвы, как говорил Петр Великий, эта победа была «матерью Полтавской победы», поскольку временная разница между ними составляет ровно 9 месяцев.

Северная война в живописи
Пьер Дени Мартен-младший. Полтавский бой

Крупнейшее сражение Северной войны – Полтавский бой – произошло 27 июня 1709 года. Он стал решающим и привел к окончанию шведского господства в Европе. Несмотря на попытки Петра Великого заключить мир со шведами, оставив за собой ингерманландские земли, Карл XII преследовал иные цели – захватить Москву. На сторону шведов перешли казаки Малороссии во главе с Мазепой и казаки Запорожской Сечи.

Северная война в живописи

17 апреля шведские войска начали осаду Полтавы. Король распределил войска вокруг города и поставил пост у Крестовоздвиженского монастыря, однако полностью перекрыть дороги ему не удалось — русские драгуны, казаки и калмыки периодически появлялись перед стоянками шведских полков и даже в предместьях Полтавы. 19-20 апреля шведы спалили артиллерией несколько домов, не считаясь с просьбами казаков, у которых в городе были собственные дома и имущество Полтавского полка, там же жила родная сестра Мазепы Мария. Хотя валы, частоколы и бревенчатые башни окраинного города, рассчитанные против набегов татар, были намного слабее укреплений шведских крепостей Нотебурга, Дерпта, Нарвы, Ревеля и Риги, которые в свое время брались русскими, Полтава не собиралась сдаваться на откуп врагу.


Северная война в живописи

С апреля по июнь шведы предприняли 20 штурмов Полтавы и потеряли под ее стенами более 6 тысяч человек. 26 июня русские стали возводить редуты, которые заняли два батальона Белгородского пехотного полка. Позади передовых позиций находились 17 кавалерийских полков под командованием А.Д. Меншикова. Карл XII решил атаковать войско Петра до того, как русские начнут свои набеги. Накануне сражения Петр I объехал все полки. Его краткие патриотические обращения к солдатам и офицерам легли в основу знаменитого приказа, требовавшего от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие...». Пытался поднять дух своей армии и Карл XII. Воодушевляя солдат, Карл объявил, что завтра они будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Северная война в живописи
Богдан Виллевальде. Полтавская битва. Рождение империи. 27 июня 1709 г.

В 2 часа ночи 27 июня шведская пехота начала продвигаться к русским позициям. Князь Меншиков, выстроив своих драгун в боевой порядок, двинулся навстречу шведам, желая встретить их как можно раньше и тем выиграть время для подготовки к бою главных сил. На рассвете, увидев наступавших русских, шведские кавалеристы стремительно бросились вперед, и началась кровопролитная битва. О ней превосходно написал А.С. Пушкин в поэме «Полтава»:

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Северная война в живописи
Константин Рудаков. Бой. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Жестокий упорный бой продолжался больше часа. Воодушевляемое присутствием короля правое крыло шведской пехоты яростно атаковало левый фланг русской армии. В результате передовые полки русских начали отступать. Но Пётр I вовремя заметил поворот событий, взял 2-й батальон Новгородского полка и во главе его бросился в опасное место. Прибытие царя положило конец успехам шведов, и порядок на левом фланге был восстановлен. Противник уже устал от напряженного боя, и даже присутствие раненого короля не смогло поднять боевой дух. К тому же пушечное ядро разбило носилки Карла XII, и он грохнулся наземь, не подавая признаков к жизни. Испугавшись, украинские казаки сразу же покинули ставку короля. Среди шведов началась паника. Очнувшись от падения, Карл XII приказывает посадить себя на скрещенные пики и высоко поднять вверх, чтобы все видели его живым. Но уже ничто не смогло остановить шведов. Они были разгромлены.

Северная война в живописи
Густав Седерстрём. Мазепа и Карл XII после Полтавской битвы

Победа русских при Полтаве решила исход в Северной войне, именно в это время произошел перелом в пользу России.

Северная война в живописи

П. Вагнер. Гангут

Гангутская битва – первая в истории Северной войны морская победа русского флота. Это сражение произошло 27 июля 1714 года у мыса Гангут. На море в этот день был штиль, и Петр I повелел использовать галеры, которые могли ходить как под парусами, так и при помощи весел. Русский царь решил волоком перетащить эти легкие суда через узкий перешеек. Шведский генерал разгадал его замысел. Но погода не благоприятствовала планам шведов: штиль помешал им двигаться. Когда 27 июля Эреншёльд отверг предложение о сдаче, было решено атаковать шведский отряд. Боевыми действиями руководили царь Петр и генерал Вейде. Бой длилась два часа. После продолжительной артиллерийской перестрелки русские суда взяли на абордаж шведские корабли и овладели ими. Адмирал Нильс Эреншёльд был пленен.

Северная война в живописи

Алексей Боголюбов. Бой у острова Эзель. 24 мая 1719 г.

24 мая у острова Эзель русские суда под командованием капитана 2-го ранга Наума Сенявина встретились с вражескими линейным кораблем, фрегатом и бригантиной. Ими командовал капитан Врангель. Обескуражив неприятеля поднятием шведских флагов, Сенявин использовал временное их замешательство. Приблизившись к противнику, Сенявин приказал атаковать. Два русских судна против шведских трех вели сражение около 7 часов. Победу русских предопределило повреждение флагманского 50-пушечного корабля «Портсмут» Сенявина. Ему пришлось развернуть судно в сторону шведов, в результате чего он отсек корабли неприятеля по разные стороны. Теперь у русских появилась возможность вести мощный продольный огонь по шведскому фрегату, после чего тот спустил флаг. А потом сдалась и бригантина. Оставшийся в одиночестве скандинавский линкор «Вахтмейстер» не смог выдержать дуэли с численно превосходящей погоней и тоже капитулировал.

Северная война в живописи
Валентин Печатин. Гренгамское сражение 27 июля 1720 года

27 июля 1720, в шестую годовщину победы у Гангута, русские разгромили шведов у острова Гренгам. Русским флотом в этом морском сражении командовал Михаил Михайлович Голицын-младший, а шведской эскадрой — вице-адмирал Шеблат. Русские взяли четыре фрегата на абордаж, остальные шведские корабли отступили. Сражение при Гренгаме практически поставило последнюю точку в завершении Северной войны, длившейся двадцать один год. Последний этап Северной войны был скорее дипломатическим. Несмотря на фактический распад антишведской коалиции и возобновление Швецией переговоров с союзниками России, Петру I удалось довести войну до полного триумфа. После неудач в последних морских сражениях – Эзельском и Гренгамском – шведам ничего не оставалось, как пойти на уступки. 30 августа 1721 г. в финском городке Ништадт был заключен договор, ставший великой победой русской дипломатии. Швеция навечно уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманладию и другие земли от Выборга до Курляндии. В обмен на это Россия вернула Финляндию, а также должна была восстановить торговые отношения со Швецией. Таким образом, Россия наконец-то получила желанный выход к морю, став обладательницей первоклассных морских портов — Петербурга, Риги и Ревеля.

Северная война в живописи
Петер Шенк. Подписание мирного договора в Ништадте 20 августа 1721 года
6809
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top