Живопись эпохи возрождения

Просмотр списком

Эпоха Возрождения — одна из самых удивительных и глубоких. Кто же те художники, олицетворившие собой целую эпоху? Дадим небольшой обзор периодов Ренессанса.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль

Мадонна Конестабиле, Рафаэль

Шаги.

1 Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории европейской культуры. Возрождение возникло в Италии на рубеже XIII – XIV вв., возвещая угасание культуры Средних веков. Ренессанс характеризуется светскостью и антропоцентризмом, а также интересом к античным образам. Отсюда и термин – «возрождение», который ввёл в обиход в XIX веке французский историк и публицист Жюль Мишле. Эпоха оказала своё влияние на умы интеллектуалов того времени: появилась доселе неизвестная система взглядов и убеждений под названием гуманизм. Литература, музыка, наука, философия, архитектура, скульптура преобразились. И живопись не стала исключением. Рассмотрим подробнее этот вид изобразительного искусства в контексте итальянского Возрождения. 2 Приблизительные хронологические рамки эпохи и её этапы:
Дученто (ducento) – интернациональная готика (1200-е);
Треченто (trecento) – Проторенессанс (1300-е);
Кватроченто (quattrocento) – Раннее Возрождение (1400-е);
Чинквеченто (cinquecento) – Высокое Возрождение (кон. XV в. – пер. треть XVI в.) и Позднее Возрождение (сер. XVI в. – кон. XVI в.).
Мария и Иоанн Креститель, поклоняющиеся младенцу Христу, Витторе Карпаччо

Мария и Иоанн Креститель, поклоняющиеся младенцу Христу, Витторе Карпаччо

3 Интернациональная готика (придворная готика) – стиль, который применялся до Проторенессанса, иногда хронологически пересекается с ним. Для этого стиля характерна вычурность, красочность, экзальтированность и декоративность в изображении алтарных миниатюр. Поэтому вплоть до кватроченто итальянцы, в частности Витторе Карпаччо, Сандро Боттичелли, восхищались интернациональной готикой. Картины писались темперой. 4 По оценкам историков именно Проторенессанс предвосхитил эпоху Ренессанса, а не интернациональная живопись. Автор термина – Якоб Буркхардт (швейцарский историк). Для искусства этой эпохи, в связи с зародившимся гуманистическим мировоззрением, характерна тенденция к чувственному отражению мира, светскость – одним словом, происходит перестройка художественной системы. Картина заняла место средневековой иконы. Обращение к античному наследию позволило создать более реалистичный образ человека без каких-либо условностей. Так появился светский автономный жанр – портрет итальянского Ренессанса. Яркими представителями этого периода являются Джотто, Пьетро Лоренцетти, Пьетро Каваллини.
«Женщина и мужчина» Липпи

«Женщина и мужчина» Липпи

5 Раннее Возрождение. Секулярное (нерелигиозное) искусство утверждается окончательно. Как портрет, так и пейзаж становятся самостоятельными жанрами. Художники смогли получить изображения трёхмерного пространства, совершенные по форме. Это стало возможным после открытия флорентийским ученым Филиппо Брунеллески закона линейной перспективы. Даже у персонажей религиозных сюжетов появились выраженные черты индивидуальности. Из известных художников можно выделить: Мазаччо, Пьеро Делла Франческо, Джованни Беллини, Андреа Мантенья и др. Некоторые примеры работ: Мазаччо – «Изгнание из Рая», Кастаньо – «Портрет сеньора», Беато Анджелико – «Благовещение», Андреа Мантенья – «Мёртвый Христос», Липпи – «Женщина и мужчина». 6 Высокое Возрождение – хронологически краткий этап эпохи Ренессанса. «Золотой век» итальянского искусства и живописи в частности. В отличие от предыдущих периодов Высокое Возрождение выделяет необычайно широкое представление художников о мире и космосе, а также расширение идейного кругозора. В центре искусства – идеализированный образ человека-героя, совершенного духовно и физически. Художники этого периода – люди огромной культуры, большие оригиналы, «Титаны» своего века. Наивысший расцвет искусства принесли такие творцы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан, Якопо Сансовино и другие. В своем творчестве они стремились к синтезу всех самых прекрасных жизненных начал.
«Венера Урбинская» Тициан

«Венера Урбинская» Тициан

7 Неизменная вера в человеческие возможности, торжество прогресса, высокую нравственность создала те представления о совершенном, которые до сих пор остаются неизменны. Любому искусствоведу чрезвычайно тяжело выбрать избранные работы Высокого Возрождения. Приведём лишь несколько примеров: Рафаэль – «Мадонна Конестабиле», «Святое семейство»; Тициан – «Венера Урбинская», «Кающаяся Мария Магдалина»; Леонардо да Винчи – «Джоконда», «Дама с горностаем»; Джорджоне – «Юдифь», «Три возраста жизни»; Микеланджело – «Страшный суд», «Сикстинская капелла», «Сотворение Адама»; Витторе Карпаччо – «Спаситель и четыре апостола». 8 Позднее Возрождение – период угасания эпохи Ренессанса. Это вызвано нарастанием контрреформационной феодально-католической реакции не только в Венеции, но и во всей Италии. Происходит некая деидеализация образов, восприятие мира становится более «нервным», осознается зависимость человека от внешних факторов, утрачивается идеал целостности мироздания. Эти тенденции нашли своё отражение в живописи. Всё чаще мы наблюдаем образ толпы. Однако гуманизм ещё живет на полотнах художников Позднего Возрождения. Яркие представители этого периода и их работы: Паоло Веронезе – «Красавица Нани», «Искушение св. Антония», «Похищение Европы»; Якопо Тиноретто – «Сотворение животных», «Благовещение». 9 Существовало также Северное Возрождение – эпоха «неитальянского» Возрождения. В связи с пестрым географическим составом, Северное Возрождение было неоднородным, хотя и сыграло немаловажную роль в становлении искусства во всей Европе.
6186
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top