3 грани таланта Владимира Войновича

Просмотр списком

Известный писатель и публицист, отец легендарного «Чонкина» и автор многих пьес, Владимир Войнович, прославился своим неординарным взглядом на жизнь, гротескно воспринимая не только историю СССР, но и современный общественный уклад. В день рождения Владимира Николаевича предлагаю поговорить о его талантах.

3 грани таланта Владимира Войновича

Имя автора слов гимна космонавтов после выхода песни в эфир стало известно сразу же. Никому не известный доселе редактор на московском радио написал хит «14 минут до старта»:

В творческой копилке Владимира Николаевича найдется немало стихов и лирических, и сатирических, и философских. Кроме вышеназванного шлягера 60-х гг. «14 минут до старта», можно назвать и такую полюбившуюся песню на стихи Владимира Николаевича, как «Рулатэ» (стихотворный перевод):

По признанию самого автора, как любой начинающий графоман «в этом жанре исписал огромное количество бумаги, то есть приблизительно три тысячи стихотворений», среди которых стоит отметить «Золотце» (1958), «Стихи о риске бесславного конца» (1957, «Стихи о вреде куренья» (1959) и др. С последним стихотворением вышел скандал. Лирика Войновича почти не печаталась, но стоило ему только опубликовать этот опус, как тут же на бедного автора посыпался шквал возмущений. А тогдашний министр обороны маршал Советского Союза Родион Малиновский высказался, что «эти стихи стреляют в спину Советской Армии». И все из-за того, что в них есть такие слова: «Чем честь такую заслужил?» После этого инцидента более 25 лет «не написал в рифму ни строчки», хотя герои его прозаических произведений частенько страдают стихоплетством.

Спустя значительный промежуток времени, уже после развала Союза, появляется новая редакция гимна и от Владимира Войновича тоже, где есть такие строки:

Распался навеки союз нерушимый,
Стоит на распутье распутная Русь...
Но долго ли будет она неделимой,
Я этого вам предсказать не берусь.
К свободному рынку от жизни хреновой,
Спустившись с вершин коммунизма, народ
Под флагом трехцветным с орлом двухголовым
И гимном советским шагает вразброд.

Припев:

Славим отечество у каждого столика,
Где собирается нынче народ,
И горячо обсуждает символику,
И не имеет важнее забот.

Проза Владимира Войновича чрезвычайно разнообразна: здесь и рассказы, и очерки-этюды, и повести, и романы, и пьесы. Первые публикации состоялись в журнале «Новый мир» и сразу обратили на себя внимание читательской аудитории и литературной критики. Среди них повесть «Мы здесь живем» (1961), рассказ «Расстояние в полкилометра» и повесть «Хочу быть честным» (1963), «Два товарища» (1967) с намеком на Ремарка.

3 грани таланта Владимира Войновича

В этих произведениях проявился проницательный взгляд на суть вещей, искренняя правдивость в сюрреалистичной манере, что роднило автора с гоголевским стилем и остроумием Салтыкова-Щедрина.

Вторая волна популярности пришла к писателю после скандала вокруг его романа «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969–1975).

3 грани таланта Владимира Войновича

Это произведение распространялось среди слоев населения в списках (в самиздатовском варианте), а просочившись за рубеж, без согласия автора дважды было напечатано отдельными тиражами в Германии и во Франции. После этого инцидента Войновича выслали из СССР и лишили гражданства.

3 грани таланта Владимира Войновича
Накануне вынужденной эмиграции

Советские люди в эпоху Перестройки могли ознакомиться с содержанием романа на страницах молодежного журнала «Юность». Это сатирическое произведение показывает собирательный, во многом фольклорный образ простого русского вояки Ивана Чонкина, чем-то напоминающего и бравого солдата Швейка Я. Гашека, и Василия Теркина А. Твардовского, постоянно попадающего в комические ситуации. Суматоха начала Великой Отечественной, когда он попросту забывается своим руководством или же когда он объявляется государственным преступником, и сцена с высокой наградой... Недаром свой роман Войнович позиционирует как анекдот, показывающий парадоксы тоталитарного государства: «Карающий меч Учреждения висел постоянно над каждым, готовый обрушиться в случае надобности или просто ни с того ни с сего. У этого Учреждения создалась такая репутация, что оно все видит, все слышит, все знает». Именно сюда строчились доносы бдительных граждан, стекались ходоки- кляузники и клеветники и т.д. Так, некий товарищ «просил обратить внимание на известную строчку поэта Исаковского «Как увижу, как услышу». «Каку вижу, каку слышу» – вот как звучит этот текст, если прислушаться. Бдительный товарищ предлагал пригласить поэта Куда Надо и задать ему прямой вопрос: «Что это? Ошибка или прямой умысел?» Автор письма сигнализировал об этом вопиющем факте в местную газету, однако ответа не получил. «Упорное молчание, – делает вывод бдительный товарищ, – поневоле наводит на мысль, не находится ли редактор в преступной связи с поэтом Исаковским, а если находится, то не является ли это признаком разветвленной вредительской организации?» К чести Учреждения надо сказать, что оно принимало меры далеко не по каждому такому сигналу, иначе на воле не осталось бы ни одного человека».

За границей также были опубликованы книги «Путем взаимной переписки», «Иванькиада», «Шапка», «Москва 2042», «Антисоветский Советский Союз», пьесы «Трибунал» и «Фиктивный брак».

3 грани таланта Владимира Войновича
Жизнь на Западе многое дала Войновичу: до вынужденной эмиграции Владимир чувствовал себя избалованным «общественным вниманием, любовью, иногда даже чрезмерной. Даже вниманием власти и КГБ, даже тем, что за мной ездили. Я чувствовал, что я такой важный человек! А туда попал и через некоторое время понял, что я – никто... Человеку это важно для корректировки, чтобы он не думал, что он – пуп земли». Только накануне развала страны в 1990-м Войновича восстановили как гражданина СССР и он смог вернуться на Родину.

Особое место в творческой биографии Войновича занимает книга «Замысел» (1995) – где он шаг за шагом проанализировал становление себя как писателя.

3 грани таланта Владимира Войновича
Владимир Николаевич и здесь не изменяет свой манере изложения, перемежая историю Божьего замысла с карикатурой на быт советских и постсоветских времен. Этакий коллаж из разных жанровых композиций: здесь и зарисовки с натуры, и черновые наброски к Чонкину, и намек на мемуары. «Эта книга многослойная, как капуста», – так и заявляет автор в предисловии.

Состоялся Владимир Войнович и как художник. Первая персональная выставка его работ прошла в 1996 году.

3 грани таланта Владимира Войновича

Она включала натюрморты и пейзажи. Направление, которого придерживается «молодой» художник, – наивная живопись. Сюжеты его картин во многом напоминают сцены его литературных произведений. Так, например, «Жизнь и приключения курицы» представляет с собой – повесть о трудной судьбе несушки Глафиры.

Автор: Наталья Ханина

3951
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top