Лучшие фильмы Александра Рогожкина

Просмотр списком

Ставший известным на волне Перестройки режиссер и сценарист Александр Рогожкин своими картинами вызывает неоднозначные реакции как зрителей, так и критики. Но какие бы отзывы он ни получал, фильмы его не теряют своей актуальности и популярности. В день рождения Александра Рогожкина предлагаю вспомнить лучшие фильмы режиссера.

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

Профессиональный путь в кино Александр Рогожкин начал с ленинградского телевидения, устроившись туда художником после окончания факультета истории искусств университета, потом, когда попробовал сам снимать фильмы, закончил ВГИК.

Первыми его опытами были фильмы «Брат приехал» (1979), «Праздник фонарей» (1980), «Рыжая-рыжая» (1981), «И будем жить...» (1982), «Ради нескольких строчек...» (1985), «Золотая пуговица» (1986).

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

В этих картинах Александр пробует себя и как сценарист, и как оператор, и как режиссер. Комедия «Мисс миллионерша» (1988) прошла незамеченной. А вот драма «Караул» (1990) сделала автора известным. Тема дедовщины в армии в то время была одной из самых актуальных, и сцены испытания молодых солдат бывалыми служаками сняты довольно ярко и отражают настоящую правду жизни. Фильм не оставит равнодушным ни одного человека. Мельчайшие детали складываются в общую сюрреалистическую картину изображения.

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

На МКФ в Берлине «Караул», помимо премии критиков (ФИПРЕССИ), «за поиски стиля и новых художественных решений» получил еще и приз Альфреда Бауэра.

Следующим фильмом, обратившим внимание на талант режиссера и сценариста, стала «Третья планета» (1991). Эта картина в стиле фэнтези показывает экзистенциональное путешествие героев во времени, позволяющее им понять свою судьбу.

К серьезным фильмам режиссера относится и «Чекист» (1992). Курс на натурализм изображения, взятый еще в «Карауле», перемежаемый контрастными сценами, сильно впечатляет: голые мертвые тела, уложенные горой на грязной тележке, массовые убийства... и белые силуэты освобожденных людей, белые пятна на грязно-серой земле; вот только что на этом месте чинили расправу, а через несколько минут здесь же исполнители «высшей воли» мирно плескаются под душем.

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

Психологическая картина создается при помощи музыки с надрывно-гнетущей интонацией. Фильм «Чекист» из-за внутреннего конфликта главного героя на фоне краха страны, нравственности, высших ценностей по силе восприятия сравнивают с «Иди и смотри» (1985) Э. Климова.

Показывая деградацию человека, режиссер пытается заострить внимание на борьбе палача с самим собой: например мольбы девушки заставили карателей на время замешкаться и опустить наганы, специфический цинизм, проявляющийся в обычном юморе: розыгрыш при зачитывании имен и вынесении приговора одному из чекистов. Любая деталь складывается в канву сюжета: дробь автоматной очереди и приказ убирать тела нагнетают обстановку безысходности происходящего. Человек – только винтик внутри огромного механизма власти, чинящей террор. Вся картина аллегорична: и вывод, который напрашивается, ужасает — свобода достается здесь только мертвым, в то время как главные лозунги революции провозглашались для живых. Шокирующая правда – на самом деле бездушные каратели – это мертвецы, а их жертвы были и остались людьми.

На пути к своей эпопее русского масштаба Александр Рогожкин в своих фильмах «Акт» (1994) и «Жизнь с идиотом» (1993) пытался показать специфическую ментальность страны и отдельно взятой семьи.

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

В 1995-м режиссер снял фильм «Особенности национальной охоты», который имел бешеную популярность:

Эта комедия с истинно русским духом не потеряла своей актуальности, ведь комичных и нелепых ситуаций, порожденных бесшабашным отдыхом, будет всегда пруд пруди. Только русский может согласиться за бутылку совершить абсурдный поступок. «Особенности национальной охоты» — так называется рабочий вариант книги финского писателя, которого взяли друзья на выходные расслабиться в угодьях местного егеря.

Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями баек или анекдотов об охоте. Воссоздан колорит русского отдыха со всеми его атрибутами: водка, баня, медведи. Герои показанных событий – настоящие мужики, умеющие управляться с оружием: генерал, сержант милиции, егерь, бизнесмен, следователь, военные летчики...

Фразы из этого фильма настолько полюбились зрителям, что воспринимаются как афоризмы:

* * *

«Ну вы, блин, даете!»

* * *

«Михалыч, а мы думали – медведь».

* * *

«Вот за что я люблю тебя, Михалыч, что тосты у тебя краткие и емкие».

* * *

– А иностранцы тут есть?

– Какие тут иностранцы? Граница рядом!

* * *

«Жить захочешь – не так раскорячишься».

* * *

– Если водку не берем, то успеем к сроку...

– Водку – берем!!!

* * *

– Товарищ генерал! Коробочку! Коробочку забыли!..

* * *

– Вы арестованы!

– У тебя пистолетик-то есть?
– Тогда задержаны...

* * *

«Пьете, да? И пьете и пьете, и пьете и пьете... Все пропили! Думаете, что – кончилась Россия, да? (показывая кукиш)Во-о! Во-о! Вот тебе! Боитесь чего-то, да? Спасение в ней ищете?.. Что в ней нашли? (опрокинув стакан в себя)Злой яд!..»

* * *

«У меня такое бывает – что-то схватит за душу, держит и не отпускает. И тогда или это (показывает на водку), или к бабам. А лучше все вместе, сразу и много».

* * *

– Зеня (Женя), а можно охотиться без водки?
– Ох, хотелось бы...

* * *

– Зеня (Женя), а когда мы уже пойдем на охоту?

Женя, осматривая только что сброшенный с вертолета ящик из-под артиллерийских снарядов, доверху наполненный водкой:
– Теперь не знаю...

* * *

«Нет, нет, нет и ещё раз... Да...»

* * *

– Семенов, водку пить будешь?
– Водку?! Водку... Буду.

* * *

– Повторяю: если машины нет, значит, поехали на задание... Или за водкой... Водки у нас много, поэтому поехали на задание. Ты был один в форме; формы сейчас у тебя нет – значит, ты поехал на задание. Но не за водкой, потому что водки у нас много...

* * *

«Ну, за справедливость!»

* * *

– Семенов! Бросай сетку! Сетку бросай!
– Нет. Не бросит.
– Ага, с водкой не бросит...

* * *

– Кузьмич, ты что, финский усвоил?

– В смысле?
– Ну, он же по-фински разговаривает.
– Кто по-фински разговаривает?
– Ну, он же – финн!
– Кто финн?
– Я!
– Цыц! Вы еще подеритесь, горячие финские парни!

* * *

«Е-мое, а я за что ее хватал?»

* * *

– Я вам всем покажу, как я умею рыбу ловить!!! (держа шашку динамита)

* * *

«Какая сволочь стреляла?»

* * *

– Кузьмич, ты каким номером палил?
– Пятеркой
– Кучно вошла, аккурат, между нами.

* * *

– Это ж, брат, спасательная техника...

* * *

– Ого! А пистолет-то не мой! Номер не такой, как у моего... Мой номер начинался с года смерти Лермонтова, а этот... с года рождения Пушкина...

* * *

– Где эта сволочь?(раскатисто, поддакивая) Где-е эт-та сволочь?!

* * *

– Ну, и что будем делать?
– Что будем делать?
– Это я спрашиваю: что будем делать?
– М-да... Что делать?

* * *

«Простите, мне, право, неудобно беспокоить, но у меня трубы горят... Умираю совсем... Будьте добры пожертвовать ма-алую сумму. Простите за беспокойство».

* * *

«Русский слон – лучший друг финского слона».

* * *

«Тост на охоте должен быть краткий, как команда, как выстрел, иначе времени на отдых не останется!

* * *

А у нас в Финляндии ее не видно... (выйдя на улицу и увидев на небе вместо Луны Землю, повернутую Африкой)


* * *

– А лицензия у вас есть?

– Конечно... нет.

* * *

– Теперь моя коровка полетит...
– Теперь многие полетят.

* * *

(не зная, как освежевать тушу) – Лева! А начать с чего-то?
– Рога сначала отпили!

* * *

«Я что, коровью мочу с какой другой спутаю?!»

* * *

– У нас тут легкий казус, говорят, к кому-то в экипаж зачислена корова...
– Ну, и откуда она здесь?
– Не могу знать, товарищ полковник... Просочилась...
– А может, она сама?.. Паслась рядом ну, и...
– Если б сама, парашют бы захватила!
– Корову – на мясо, экипаж – под арест... домашний.

* * *

«Ну, все, что знал, рассказал».

* * *

«Кузьмич читает книжку медвежонку: – Употребление алкоголя – особенно в раннем возрасте, когда формируется личность, – не только нежелательно, но и недопустимо. Что, будешь пить? А?»

Этот фильм по праву признан одним из лучших и собрал многочисленные награды и призы: гран-при, приз ФИПРЕССИ, диплом и приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков ОРКФ «Кинотавр-95» (Сочи); специальный приз жюри МКФ в Карловых Варах-95; приз КФ «Окно в Европу-95» (Выборг); приз кинопрессы за лучший фильм 1995 года, приз «Золотой Остап» лучшему фильму 1995 года; премию имени Козинцева за лучшую режиссуру, профессиональные премии киностудии «Ленфильм» за 1995 год; премия «Ника» (1995) – и стал одним из соискателей на звание победителя в номинации «Гамбургский счет» на кинофоруме «Серебряный гвоздь-97» (Сочи).

Интересна работа Рогожкина «Блокпост» (1998), раскрывающая события чеченской войны через призму ощущений от происходящего простых ребят-солдат. В их теперешней жизни есть все: и боль, и слезы, и любовь...

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

«Особенности национальной рыбалки» (1998) и «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000) сняты в той же манере, что и предыдущая энциклопедия русского отдыха.

Прославился Рогожкин и сериалом «Убойная сила» (2002–2005). Описывая будни людей, стоящих на страже общественного порядка, режиссер удачно подметил комичное в их поведении. Легкий юмор в сочетании с детективным сюжетом оставляют приятное впечатление от фильма.

Лучшие фильмы Александра Рогожкина

Не менее интересна его «Кукушка» (2002) с точки зрения раскрытия межнациональных отношений. События относят зрителя ко времени Советско-финской войны, в основе картины лежит любовь, для которой неважно, на каком языке разговаривают герои, какого цвета у них глаза или цвет кожи, какие политические взгляды. На первом плане высвечиваются именно настоящие качества характера, которые объединяют разрозненных людей, сплачивают их во имя жизни. Великолепная работа режиссера с тремя героями на экране. Именно они держат всю сюжетную канву. Простой по восприятию фильм запоминается тем, что все чувства искренни, поступки правдивы, а юмор неподражаем.

Фильм стал обладателем множества премий и наград: на XXIV Московском международном кинофестивале за лучшую режиссуру и мужскую роль картина получила приз «Серебряный Святой Георгий», приз ФИПРЕССИ, приз Федерации киноклубов России, приз зрительских симпатий (2002), на X «Фестивале фестивалей» в Санкт-Петербурге — гран-при «Золотой Грифон» за лучший фильм (2002), на X кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге (2002) — главный приз за лучший фильм и приз за лучшую женскую роль, на Международном кинофестивале Europa Cinema в Италии — главный приз за лучший фильм и приз за режиссуру (2002), Национальная гильдия кинокритиков и кинопрессы наградила аж тремя премиями «Золотой Овен» (2002), в 2003-м фильм получил четырех «Золотых Орлов», 4 премии «Ника», в Португалии на Международном кинофестивале – два гран-при и на XI кинофестивале российского кино во Франции гран-при за лучший фильм (2003).

В плане рассказов о кино интересен сериал «Своя чужая жизнь» (2005). В нем – переплетение различных киножанров: зритель найдет здесь и исторический фильм, и современную остросюжетную драму, и детектив, и комедию, и даже философскую притчу. В основе сюжета – творческие искания режиссера, снимающего фильм о Петрограде начал 20-х гг. прошлого века.


Автор: Наталья Ханина

4721
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top