Творчество Александра Галича

Просмотр списком

Авторская песня – чрезвычайно популярный жанр на стыке музыкально-литературного творчества. Рождаясь в полемике с официальной лирикой, высокопарной, прославляющей трудовые подвиги народа и неисчерпаемые богатства Страны Советов, бардовская поэзия несла откровения о подлинных переживаниях граждан в военное лихолетье, и в годы пятилеток, и про репрессированных, и про диссидентов, про трудности национальных меньшинств и т.д. Эти музыкальные зарисовки, исполненные под гитару, пользовались успехом: их магнитофонные записи передавали из рук в руки, пленки, затертые до дыр, перезаписывались снова. Признанным мэтром авторской песни считался в 60-80-е гг. ХХ века Александр Галич. В те времена за хранение и распространение его песен можно было загреметь в тюрьму. 19 октября этому талантливому человеку, поэту, драматургу, сценаристу, певцу исполнилось бы 95 лет. К этой дате поговорим о творчестве Александра Галича.

Творчество Александра Галича

Настоящая фамилия барда – Гинзбург. Галич – его литературный псевдоним, составленный из первых букв фамилии, имени и отчества. Мать будущего поэта была музыкантом, от нее Александр и унаследовал страсть к сочинительству. В 5 лет он уже играл на фортепиано, пробовал складывать стихи. Он был очень одаренным ребенком, блестяще окончил школу и, к удивлению родителей, поступил в Литературный институт, а также был принят на драматическое отделение в Оперно-драматической студии, впоследствии именно этому вузу отдавший свое сердце. Но окончить ее Александру не светит – уж очень он был гордый и не терпел никакой фальши. События эти происходили накануне Великой Отечественной. На фронт Александра не пустили из-за врожденного порока сердца, но и дома молодой человек сидеть не мог – он уезжает в геолого-разведочную экспедицию в горы. Но в Грозном им пришлось осесть. В этом городе собиралась труппа Театра народной героики и революционной сатиры. Некоторое время Александр работает в нем, а когда под Ташкентом, в Чирчике В. Плучек стал собирать своих студийцев, Галич приехал туда.

Творчество Александра Галича

После войны Александр хотел было продолжить образование, но в вуз его не приняли – разгул антисемитизма в стране находился в самом разгаре. Но это ему не помешало стать известным драматургом и прославиться постановкой своих пьес «Походный марш», «Вас вызывает Таймыр», «За час до рассвета», «Пароход зовут "Орленок"», «Много ли человеку надо» и др. А снятый по его сценарию фильм «Верные друзья» (1954) и вовсе приносит ему всесоюзную славу.

В 1955-м Галич стал членом Союза писателей СССР, а в 1958-м – Союза кинематографистов. В 1956 году Театр-студия МХАТа собиралась поставить пьесу Галича «Матросская тишина», но премьера ее так и не состоялась. Цензура не пропустила драму Александра Аркадьевича из-за национального вопроса, поднятого в сюжете. Знаменитый фильм «Папа» (2012) снят по мотивам этой гениальной пьесы, в которую автор вложил всю боль души.

Творчество Александра Галича

Именно «Матросская тишина» и стала тем Рубиконом, который перевернул прежнюю, вроде бы спокойную жизнь Галича, превратив его в бунтаря, который не побоялся вступить в открытый конфликт с властью. С начала 60-х годов его творчество стало песенным. Еще разрабатывая сценарии к своим пьесам, он часто писал песни, позднее полюбившиеся многим. Трагическая история поэта-барда Галича началась «с песенки, а потом – пошла писать!».

Персонажи его песен – маленькие люди, обыватели, обычные герои городского фольклора, они как на ладони:

К своим героям – простым рабочим, торгашам, интеллигентам – он относится и с иронией, и с сочувствием. Александр Галич в своих песнях откровенно рассказывает о том, как воспринимают людей честных. И главное мерило его творчества – совесть.

Он поет о свободе, не прогибаясь под сильных мира всего, не раболепствуя, и выступает от имени многих, являясь своеобразным голосом многих:

Выступая от имени многих, он поет своим зрителям, слушателям, поклонникам «Признание в любви», в котором есть такие строки:

Я люблю вас – глаза ваши, губы и волосы,
Вас, усталых, что стали до времени старыми,
Вас, убогих, которых газетные полосы
Что ни день – то бесстыдными славят фанфарами!
Сколько раз вас морочили, мяли, ворочали,
Сколько раз соблазняли соблазнами тщетными...
И как черти вы злы, и как ветер отходчивы,
И – скупцы! – до чего ж вы бываете щедрыми!



Я люблю вас – глаза ваши, губы и волосы,
Вас, усталых, что стали до времени старыми,
Вас, убогих, которых газетные полосы
Что ни день – то бесстыдными славят фанфарами.
И пускай это время в нас ввинчено штопором,
Пусть мы сами почти до предела заверчены,
Но оставьте, пожалуйста, бдительность «операм»!
Я люблю, вас, люди!
Будьте доверчивы!

Песни Галича трагикомичны, поскольку рождены откровением тех, кто побывал в ГУЛАГе, испытал нечеловеческий страх бериевщины и ежовщины. Таков его «Ночной разговор в вагоне-ресторане». В задушевной обстановке раскрывается все перипетии судьбы героя:

В словах об отце народов Сталине – горькая ирония вообще про всех правителей советского режима. Естественно, такие песни не могли вызвать одобрения властей.

Александр Галич – настоящий поэт-трибун, и ему не стыдно за свое творчество:

А уж я позабавлю,
Вспомню Мерю и Чудь,
И стыда ни на каплю,
Мне не стыдно ничуть!
Спину вялую сгорбя,
Я ж не просто хулу,
А гражданские скорби
Сервирую к столу!

Мне, как гордое право,
Эта гордая роль,
Эта легкая слава
И привычная боль!

Эта привычная боль прочувствовать чужие страдания, переживать за других как за себя отозвалась в его сердце инфарктом в 1962-м.

Ну, конечно, не мог он не петь о национальном вопросе, о бытовом и официальном антисемитизме, о непонятной ненависти и зависти, о бесчеловечной политике Гитлера, уничтожившего в лагерях смерти миллионы еврейских жизней:

Галич стал опальным, его не брали никуда на работу, ни о каких концертах и речи быть не могло. Он пел нелегально, по квартирам, а его магнитофонные записи передавались из рук в руки, их арестовывали, уничтожали, а песни снова возрождались к жизни.
В 1968-м в новосибирском Академгородке на фестивале авторской песни выступил Александр Галич. Особенно всех собравшихся потрясла его песня «Памяти Пастернака».

А песня «Старательский вальсок» (другое название - «Промолчи…») буквально взорвала весь зал и не только… Она стала прологом осознанной травли поэта:

В 1971-м Галича за крамольные песни исключили из Союза писателей, а затем и из Союза кинематографистов, а в 1972-м его настиг второй инфаркт. В песне «От беды моей пустяковой» отражены все переживания Александра Аркадьевича. Он, преуспевающий драматург, в одночасье стал пригвожденным к позорному столбу, лишился средств к существованию. Ему негласно пока внушали покинуть СССР, но открыто высылать Галича власти пока не решались. В 1974 году за рубежом опубликовали сборник поэта «Поколение обреченных», и преследование усилилось. Его уже открыто вынуждали покинуть Родину. Когда ему пришло приглашение принять участие в норвежском семинаре по творчеству Станиславского, ОВИР отказал ему в визе, а кагэбэшники обещались посодействовать в скорейшем оформлении документов на ПМЖ. Все перипетии этих лет отражены в «Песне исхода»:


...Я стою на пороге года –
Ваш сородич и ваш изгой,
Ваш последний певец исхода,
Но за мною придет другой!

На глаза нахлобучив шляпу,
Дерзкой рыбой, пробившей лед,
Он пойдет, не спеша, по трапу
В отлетающий самолет!

Я стою... Велика ли странность?!
Я привычно машу рукой!
Уезжайте! А я останусь.
Кто-то должен, презрев усталость,
Наших мертвых стеречь покой!

Но за границей поэт прожил всего три с половиной года. Все это время он не переставал думать о Родине, с которой его разлучили. Его песня «Когда я вернусь…» проникнута грустным лиризмом:

А «Опыт ностальгии» – о том, что потерял поэт при изгнании.

В декабре 1977 года он погиб от удара током, перепутав антенны при подключении телевизора. Эта нелепая смерть вызвала много споров, многие считали, что это агенты КГБ подстроили такой трагический финал.

Только в конце 80-х гг. ХХ века, после Перестройки, творчество Александра Галича возвратилось из небытия. В СССР стали публиковаться его стихи, а по радио – звучать его песни. В 1988-м был снят фильм «Александр Галич. Изгнание» и выпущен первый сборник с предисловием Ст. Рассадина «Возвращение».

Напоследок хочу процитировать стихотворение Александра Городницкого о Галиче и других опальных поэтах советского режима:

* * *

Снова слово старинное «давеча»
Мне на память приходит непрошено.
Говорят: «Возвращение Галича»,
Будто можно вернуться из прошлого.

Эти песни, когда-то запретные,-
Ни анафемы нынче, ни сбыта им,
В те поры политически вредные,
А теперь невозвратно забытые!

Рассчитали неплохо опричники,
Убежденные ленинцы-сталинцы:
Кто оторван от дома привычного,
Навсегда без него и останется.

Слышен звон опустевшего стремени
Над сегодняшним полным изданием.
Кто отторгнут от места и времени,
Тот обратно придет с опозданием.

Над крестами кружение галочье.
Я смотрю в магазине «Мелодия»
На портреты печальные Галича,
На лихие портреты Володины.

Там пылится, не зная вращения,
Их пластинок безмолвная груда...
Никому не дано возвращения,
Никому, никуда, ниоткуда.

Автор: Наталья Ханина
4705
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top