Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

Просмотр списком

Гениальный артист советской эпохи Аркадий Исаакович Райкин создал уникальные образы людей своего времени, вышучивая их недостатки, следуя известному афоризму: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». Кого бы он ни играл: бюрократов, бездельников и бракоделов, приспособленцев, дураков всех мастей и калибров, жуликов и мошенников, равнодушных обывателей, – всегда жалел этих типов, мастерски перевоплощаясь в них, показывая самую суть характера. 24 октября, к 102-й годовщине со дня рождения Аркадия Райкина, поговорим о его творчестве.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Будущий сатирик с детства бредил театром, несмотря на то что родители видели в нем юриста. В старших классах, вместо того чтобы сконцентрироваться на учебе, Аркадий торчал в драматическом кружке, занимался художественной самодеятельностью. Педагоги, к счастью, к увлечению своего ученика «искусством относились с пониманием» и не видели ничего плохого в том, что он так сильно интересуется театром. Аркадий Райкин откровенничал: «Я лез в театр через все мыслимые и немыслимые щели, как-то раз даже через дымовую трубу, хотя в это и трудно поверить. Смотрел спектакли из будок суфлера и осветителя. Меня знали все контролеры и рабочие сцены, поначалу гоняли, но потом привыкли и иногда даже помогали спрятаться от грозных режиссеров и нервничающих артистов. Мне было совершенно неважно, что я, допустим, смотрел этот спектакль сорок три раза. Больше того, я вообще предпочитал смотреть не из зала, а из-за кулис. Меня бесконечно волновало таинство превращения, происходящего с актером, когда он неожиданно перестает быть обыкновенным человеком и становится персонажем пьесы, быть может, в другом веке, другой стране и вообще очень похожим на исполнителя роли…»
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

Кроме театра, Аркадий Исаакович боготворил музыку, увлекался живописью, но модному в то время увлечению кино начала 20-х гг. ХХ века в списке его предпочтений не было места. Он не считал его настоящим искусством, и, может быть поэтому, первые его роли на большом экране не были столь удачными, как театральные выступления.
После школы Аркадий пошел трудиться на Охтенский химический завод – без трудового стажа в институт невозможно было поступить. Однако он все же не выбрал серьезную профессию, как ни уверяли его родители, а подал документы в Ленинградский институт сценических искусств.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
И странное дело: считая кино второсортным искусством, он стал студентом именно этого отделения, учился у знаменитых режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. А мечтал-то Райкин попасть в театральную студию к Соловьеву. Для этого ему пришлось сдавать еще один экзамен, и упорный студент добился-таки своего. Уроки Соловьева Аркадий Исаакович запомнил навсегда: «Публику надо завоевывать только искренностью, органичностью, которые идут от верного сценического самочувствия…» Когда Райкин станет артистом, он наладит такой контакт со зрителями, выстроит такую модель общения, что сценки-монологи артиста будут звучать как настоящий диалог, полный доверия и откровенности. А искренний смех публики будет означать, что разговор этот по душе.
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

Ну а пока молодой студент практиковался, брал уроки, думал о своем будущем. В 1934-м он женился, а в 1935-м окончил институт и был распределен в местный театр рабочей молодежи, позднее переименованный в Ленком.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Первой ролью Райкина на сцене ленинградского ТРАМа стала роль комсомольца Воробушкина в спектакле «Дружная горка». Как ни странно фигура была ключевой, поскольку пьеса касалась вопросов морали, чистоты отношений, семьи и брака, а его герой, проявляя бдительность, наблюдал за парочкой влюбленных – секретарем комсомольской организации Марком и комсомолкой Зиной. Нелепые и казусные ситуации благополучно разрешились шумной молодежной свадьбой. Уже в этой роли ярко высветился комедийный талант Райкина. По словам его биографа Е. Уваровой, «его Воробушкин любил фотографировать, но при этом постоянно забывал снять крышку с аппарата. С комической серьезностью относился он к «идеологической» опасности, которую, по его представлению, таила любовь…»
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Аркадий Райкин в роли бойца Виноградского

Затем еще были эпизодическая роль молодого бойца Виноградского из «Начала жизни», и главная в спектакле «Глубокая провинция», где он сыграл председателя колхоза венгра Керекеша.
В 1937-м Аркадия ждало тяжело испытанием – его сердце напомнило о себе вновь (в подростковом возрасте подхватив ангину, он получил осложнение на сердце и еле выкарабкался из тяжелого недуга). Врачи в больнице не верили в счастливый исход заболевания, предрекая ему пожизненную инвалидность.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Аркадий Райкин вспоминал: «В больнице один известный в то время профессор, руководивший клиникой, сказал врачам: "Прописывать никаких лекарств не будем". Те удивились: "Почему?""Через неделю будем хоронить"». Однако лечащим врачом артиста стал профессор из другой больницы, который «сделал невероятное – вылечил» безнадежного больного. А главврач клиники не мог простить Райкину, что тот «подорвал его авторитет тем, что выжил. Упало доверие к нему, врачи стали хуже к нему относиться как к диагносту». В этом он винил Райкина и ненавидел за это. «Вот, оказывается, на что способен человек. Он готов был пожертвовать жизнью больного ради того, чтобы сохранить в глазах окружающих свой престиж. Их поклонение для него дороже человеческой жизни…» Много лет спустя такие типы будут выставлены на всеобщее посмешище.
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

В 1938-м году Аркадий попробовал себя на большом экране. Он дебютировал в роли комсомольца Рубинчика из военно-исторического фильма «Огненные годы». В следующем году зритель увидел Аркадия Исааковича в роли молодого врача Мони Шапиро из «Доктора Калюжного».

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

Но фильмы успеха не имели, да и Райкин не мечтал о киношной карьере. Он рвался на эстраду, пока довольствуясь выступлением перед юными зрителями и молодежью, взрослая аудитория молодому артисту казалась недоступным Олимпом. На эстраде в то время царили такие корифеи разговорного жанра, как К. Гибшман, В. Гущинский, М. Добрынин, А. Матов, Н. Орешков, Н. Смирнов-Сокольский, Вл. Хенкин и другие.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Но 1939-й год все изменил в одночасье. В «Эрмитаже» накануне концерта заболел конферансье. И чтобы спасти ситуацию, директор театра миниатюр Исаак Гершман уговорил Райкина выступить со своими репризами. И – о чудо! – молодой артист пришелся по вкусу бомонда. Как впоследствии говорил Райкин: «Взрослые оказались большими детьми, чем сами дети!» Так обозначился путь к известности и славе.
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

Всеобщее признание заслужил Аркадий Исаакович после выступления на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Колонном зале Дома Союзов в Москве (1939). Его миниатюры «Чаплин», «Мишка» и «Авоська» вызвали бурю аплодисментов.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Особенно всем понравилась «Авоська», которая сатирически высмеивала некоего гражданина, использующего для похода в магазин две сумки: одну на случай хорошей покупки («авоська»), а другую для вещей ненужных, приобретенных случайно («напраска»). С этой миниатюрой Аркадий Исаакович завоевал 2-ю премию престижного конкурса (первую премию строгое жюри не присудило никому). А слово «авоська» с тех пор вошло лексическое богатство современного русского языка. Так стали называть сетчатую сумку для складирования продуктов.
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
Теперь Райкин стал выступать в сборных концертах Театра миниатюр наряду с другими эстрадниками, такими как Вл. Хенкин, Лев Миров и Евсей Дарский, и пользовался успехом. Его талант оценил сам вождь народов Сталин, а понравиться такому человеку означало свободу творческого самовыражения. Правда, желания Иосифа Виссарионовича видеть гениального сатирика порой переходили человеческие границы. Райкина могли разбудить среди ночи, сорвать с концерта, вычеркнуть из программы, но ради великой силы искусства он готов был терпеть такие прихоти вождя. Позже в своих мемуарах Аркадий Исаакович напишет: «Вспоминая прошлое, я, конечно, не беру на себя смелость оценивать одну из самых сложных и темных фигур нашей истории. Политика кнута и пряника, страха и личной преданности составляла основу его взаимоотношений с теми «винтиками», которыми мы все тогда были…»

Ну а пока он и изображает основных участников этого огромного механизма и тех, кто не дает ему слаженно работать – бюрократов, откладывающих дела в долгий ящик, болтунов и демагогов. Новаторством Райкина была мастерская импровизация, угадывание ситуации и мгновенное перевоплощение: одни герой плавно перетекал в другой образ, из которого высвечивался третий. Получалась этакая эстрадная многоликость. Порою этот был чисто мимический персонаж, сыгранный только жестами и «говорящими» паузами, которые заставляли зал взрываться от хохота.
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
В 1941-м Аркадий Исаакович вновь снялся в кино. В биографической драме «Валерий Чкалов» ему досталась роль американского корреспондента. Но и театр эстрады Райкин не оставляет. В эти годы успехом пользовался его «Кетчуп». В этой миниатюре он выступал вместе с женой Ромой. Реплики диалогов представляли собой тексты популярных в то время рекламных слоганов, например: «Пейте советское шампанское» или «Берегите социалистическую собственность».
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады
А в 1942-м ему пришлось возглавить Ленинградский театр эстрады и миниатюр. В годы Великой Отечественной войны со своей труппой Аркадий Райкин выступал перед бойцами. В мемуарах артиста прочитаем: «Да, мы не ходили в атаку и в разведку, не стреляли из винтовок и орудий, не пускали под откос поезда, не ремонтировали танки в студеных цехах. И тем не менее работа, которую мы делали, была важна. Мы проехали десятки тысяч километров, выступали на кораблях и батареях, на заводах и полевых станах, в землянках и госпиталях. Не раз попадали под бомбежки и артобстрелы, а однажды ночью даже залетели на самолете в тыл к противнику (это было в 1944 году в Латвии; самолет сбился с курса, и нас обстреляли из зенитных орудий). Бывало, продрогшие и промокшие в непогоду, попав, наконец, на место, мы сразу же начинали выступление. Ведь нас ждали бойцы, получившие для отдыха такое короткое и драгоценное время. Как они ждали нас! Как встречали!..»
Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

В те годы в советской сатире преобладал политический ракурс, направленный против фашизма. «Монолог черта» Райкина пользовался огромным успехом. Эту миниатюру великий артист создал, отрепетировал и отшлифовал всего за три дня. Другими популярными юморесками были «Хор шакалов» и «Тихое семейство». Впервые в интермедии эстрадников стали участвовать куклы. Миниатюры политического толка образовали целую программу «Кроме шуток», которая в негативном свете показывала не только хищническую политику Гитлера и его приспешников, но также и тех людей, которые наживались в эти годы: спекулянтов, мародеров, приспособленцев.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

После Великой Отечественной войны сатира перетекла в плавный незлобный юмор, родились такие концерты, как «На чашку чая», «Где-то в Москве», «Приходите, побеседуем», «Смеяться, право, не грешно», «Человек-невидимка» и др.
В 1947-м Райкин стал заслуженным артистом РСФСР, а через 10 лет и народным.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

Привечал Аркадий Райкин и молодых талантливых юмористов, пригласив в свой театр одесситов М. Жванецкого, Р. Карцева, В. Ильченко и Л. Гвоздикову. Однако очень ревностно и требовательно относился к постановкам. Ярко блеснув на сцене Театра миниатюр, эти артисты начали самостоятельный путь в эстраде.
В 1954-м Райкин снялся в комедии «Мы с вами где-то встречались». Он исполнил главную роль артиста Геннадия Владимировича Максимова. Ставший знаменитостью король смеха прославил этот фильм/ Ситуации, в которые попадает герой этого фильмы, вечны во все времена, не исчезают никуда и человеческие недостатки.

Конец 60-х гг. – это время появления таких знаменитых бытовых миниатюр, как «Дефицит», «Федя-пропагандист», «Изобретатель», «В Греческом зале», «Авас» Сегодня это классика жанра, а фразы, придуманные Райкиным, стали народными поговорками.

В 1968 году Райкину присвоено высокое звание «Народный артист СССР», а в 1969-м Аркадий Исаакович вновь снялся в кино. На этот раз в картине «Вчера, сегодня и всегда». Здесь зрители увидели его перевоплощение аж в 4 героев – художника Репкина, директора пуговичной фабрики Кругозорова, директора швейной фабрики Слоновникова и пожарника Набатова. А в 1970-м он сыграл в «Волшебной силе искусства» бывшего ученика Елены Сергеевной, ныне артиста:

В начале 70-х гг. Райкину пришлось пережить период опалы. Спектакль «Плюс- минус» запретили к показу, и его все чаще вызывали в высокие кабинеты. Сердце, и без того ослабленное подорванным здоровьем, стало сдавать. Врачи запретили ему выступать со сцены, но театр продолжал работать, репетировали «Избранное-71». Райкину пришлось участвовать в изматывающих диалогах с чиновниками от искусства, вступать с ними в дискуссии, доказывать… Но встречал только равнодушные лица и тупое выражение глаз. Глухая, непробиваемая стена непонимания…
Геноцид артиста прекратился к его 60-летию в 1971-м. На юбилейном вечере Аркадий Исаакович спел задушевную песенку:

В это же время Райкина наградили орденом Трудового Красного Знамени, признав его заслуги по воспитанию «добрых чувств». В 1972-м артиста сразил инфаркт, но он и не думал останавливаться на достигнутом. В его планах – постановка программы «Люди и манекены» (1974):

В 1980-м Райкин готовил спектакль «Его Величество Театр», который наконец-то пришелся по вкусу правящей верхушке и ее приспешникам. После показа Аркадий Исаакович стал не только лауреатом Ленинской премии, но и получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. В начале 80-х годов Райкин выспросил высочайшее позволение перевестись со своим театром в Москву. С 1982-го он стал называться Государственным театром миниатюр, а в апреле 1987-го сменил вывеску на «Сатирикон». Последним спектаклем великого комика стал «Мир дому твоему».

После этого спектакля были гастроли в Америке: Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфия, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско и Лос-Анджелес рукоплескали ему. В этой поездке Аркадий Исаакович сильно простудился, и по возвращении домой дни его были сочтены. Он уже не вылезал из больниц и в 20 декабря 1987-го скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Аркадий Райкин – король смеха советской эстрады

В 2011-м страна отмечала 100-летие со дня рождения Аркадия Райкина. В память великого артиста «Сатирикон», возглавляемый его сыном Константином, провел юбилейный вечер, где выступили известные юмористы, которым Аркадий Исаакович дал путевку в жизнь:

Автор: Наталья Ханина

6578
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top