Киногерои Анатолия Папанова

Просмотр списком

Один из гениальных актеров Анатолий Папанов был удивительным человеком, интеллигентным, скромным, самобытным, одаренным. Пройдя суровую школу жизненных испытаний, он не пасовал перед трудностями, не растерял лучших черт своего характера, воплотив их в своих таких разнообразных персонажах. 31 октября Анатолию Дмитриевичу исполнился бы 91 год. К этой дате вспомним его киногероев.

Киногерои Анатолия Папанова

Дебютировал в кино Анатолий Папанов в 1939 году, сыграв прохожего в «Подкидыше». Первая серьезная роль – редактор журнала «Приключенческое дело» из киноальманаха «Совершенно серьезно» (1961). «Литературный» герой Анатолия Дмитриевича и в детском фильме «Бей, барабан» (1962). Здесь он сыграл поэта Безлошадного. Были также роли мелких начальников: от управдома («Человек идет за солнцем», 1961) до директора леспромхоза («Порожний рейс», 1962), председатели колхоза («Ход конем», 1961), сельсовета («Яблоко раздора», 1962).

Киногерои Анатолия Папанова

Первая главная роль была в музыкальной комедии «Приходите завтра» (1963). В этом фильме Анатолий Дмитриевич сыграл Николая Васильевича, у которого остановилась Фрося Бурлакова, самодовольного и наглого типа от искусства.

А вот один из драматических персонажей артиста – генерал Серпилин из многосерийного художественного фильма «Живые и мертвые» (1963). Слова Федора Федоровича идут из глубины сердца: «Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я без вести пропасть боюсь...» Этот командир в исполнении Папанова получился великодушным и добрым. Герой его, будучи репрессированным, прошел тюрьму и вот теперь сражается на фронтах Великой Отечественной, заботясь о своих солдатах. Анатолий Дмитриевич сам был фронтовиком и, создавая этот образ, он вспоминал себя, свое поведение в окопах, пламенные речи военачальников. И своего генерала он сумел показать и человечным, и хладнокровным, мужественным и сильным духом.
Все помнят Папанова в роли тестя Семицветова, подполковника в отставке, из комедии «Берегись автомобиля» (1966). Его гениальные фразы: «Свобода Юрию Деточкину!», «Тебя посодют, а ты не воруй!», «С жульем, допустим, надо бороться!», «Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущими, допустим, на нетрудовые доходы!», «Ты вообще живешь на свете по доверенности! Ничего у тебя нет!» «Положь птичку!» – стали афоризмами.

В драме «В городе С.» (1967) Анатолий Дмитриевич предстал в образе Ионыча из одноименного чеховского рассказа. Это одна из любимых ролей актера. Она дорога ему тем, что в фильме он сыграл героя в четырех возрастных категориях. Папанов показал, как постепенно земский врач Дмитрий Ионович Старцев, подающий надежды, превращается в подавленного жизнью Ионыча. Его персонаж получился одновременно и трагическим, и комическим, жалким.

Киногерои Анатолия Папанова
Известности Папанову прибавила кинокомедия «Бриллиантовая рука» (1968). Его герой – помощник таинственного Шефа Лёлик – контрабандист, напарник другого коллеги по цеху – Козлодоева, сыгранного А. Мироновым. Фразы персонажа Папанова: «Буду бить аккуратно, но сильно!»; «Бабе – цветы, дитям – мороженое, и смотри не перепутай, Кутузов!»; «Начинаю действовать без шуму и пыли по вновь утвержденному плану!»; «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты!»; «Туалет типа – сортир», «Будет тебе там и ванна, будет и кофа, будет и какава с чаем»; «Как говорит наш дорогой шеф, если человек – идиот, то это надолго!»; «Куй железо, не отходя от кассы!»; «За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники!»; «Клев будет, это я беру на себя! Клевать будет так, что клиент позабудет обо всем на свете!» – стали крылатыми.
Понравился его командир полка из военных приключений «Служили два товарища» (1968) с его пышными усами и гениальными запоминающимися фразами: «Сказано тебе быть съемщиком, значит, будешь съемщиком», «И драться они будут против нас озверэло», «Чудила-крокодила», «Действительно, фэноменальная память».

.

Впечатляет его батька Ангел, атаман банды «зеленых» из мини-сериала «Адъютант его превосходительства» (1970), злобный, коварный, но народный вождь, говорящий по-ихнему.

В драме «Белорусский вокзал» (1971) Папанов сыграл бывшего фронтовика-радиста, ныне ветерана войны, работающего бухгалтером, Николая Дубинского. В мирном времени его считают бюрократом, живущим по инструкциям и формулярам, а на самом деле внутри – пламенный борец с несправедливостью, с фальшивым приукрашиванием действительности. Он достойно может ответить на человеческую подлость – по-настоящему, по-мужски.

В кинокомедии «12 стульев» (1977) Папанову принадлежит роль Кисы Воробьянинова. Его Ипполит Матвеевич – обыватель дворянского происхождения, привыкший жить за чужой счет. Он совершенно не приспособлен что-то делать самостоятельно. Привыкший к роскоши и богатству, он и проворачивает аферы, чтобы извлечь материальную выгоду. Анатолий Папанов теперь уже в комедийном амплуа показал деградацию личности: в начале фильма Киса – бодрый мужчинка с хорошими манерами и заглядывающийся на противоположный пол, а в финале зритель видит его опустившимся.

В телевизионном фильме-спектакле «Ревизор» (1982) Анатолий Дмитриевич исполнил роль Городничего. Пытаясь показать себя важным начальником, он суетится, кричит, извергает ругательства, грозится, боится ударить в грязь лицом перед ревизором, поэтому сколь он величествен, столь и жалок, смешон.

Киногерои Анатолия Папанова

Последней ролью Анатолия Дмитриевича Папанова в кино был Копалыч – Николай Павлович Скоробогатов из драмы «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987). Его герой - скромный интеллигент, репрессированный в сталинские годы по ложному обвинению в шпионаже, мечтающий о спокойной старости, вынужден вступить в схватку с настоящими отморозками.

Автор: Наталья Ханина

7935
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top