Лучшие роли Алексея Баталова

Просмотр списком
Известного российского актера, сценариста, режиссера и педагога Алексея Владимировича Баталова можно по праву назвать символом советского кино, призванного изменить мир к лучшему и пробудить у человечества «чувства добрые». Мастер перевоплощений, он считает настоящим искусством умение не только послушно исполнять мизансцены и пластично двигаться, но и «наполнять своей страстью, живыми ощущениями, порывами души каждое слово, каждое движение, каждую минуту пребывания в роли». Киногерои Алексея Баталова – люди совестливые, терзающиеся поисками смысла жизни, заставляющие зрителя оглянуться на свои дела и поступки. 20 ноября, к 85-летию талантливейшего человека, вспомним лучшие его роли.
Лучшие роли Алексея Баталова

Дебютировал Алексей Баталов в военно-патриотической драме с элементами хроники «Зоя» (1944). Он сыграл одноклассника Космодемьянской Алексея, редактора школьной стенгазеты. Роль была настолько мала, что 16-летнего юношу даже не указали в титрах. Тогда Алексей Баталов еще был школьником, и свой первый опыт вспоминает в книге «Судьба и ремесло». Он очень хотел сниматься в кино, но боялся гнева родителей, которые однажды запретили участвовать в конкурсном отборе на фильм «Тимур и его команда» (1940) (а мать и отец актера были людьми творческими).

Лучшие роли Алексея Баталова
Отец Владимир Баталов (в роли начальника шахты Поплавского из драмы «Ночь в сентябре», 1939) и мать Нина Ольшевская (в роли сестры Ларисы Огудаловой из фильма «Бесприданница», 1936)

Лучшие роли Алексея Баталова
А тогда в «Зое» Алексей получил первый урок мастерства, если это можно так назвать. Приведу небольшой отрывок из этой книги: «Начались съемки. Несколько дней кадрик за кадриком снимался этот эпизод, а мы все сидели и сидели на тех же местах и смотрели, как снимаются актеры. Честно говоря, тогда, со стороны, это показалось мне до глупого просто. Ну ходят, ну говорят слова, все как в жизни, только свет сильный. Сидя за партой, я уже в уме прикидывал, как бы я сыграл тот или иной кусочек. И у меня получалось ничуть не хуже, чем у настоящих актеров. Но случилось так, что в один прекрасный день понадобилось сказать несколько слов. Эти слова должен был говорить один из учеников, и совершенно случайно выбор пал на меня. Объявили перерыв. В одно мгновение я выучил нехитрую фразочку, которую должен был говорить. Я ходил по темному коридору и на разные лады повторял свой текст, и всякий раз это получалось легко, естественно и просто, что греха таить, в душе я уже предвкушал успех, и удивление режиссера, и восторг моих друзей, и еще многое другое, все очень приятное.
Лучшие роли Алексея Баталова
Перерыв кончился, всех позвали в павильон. «Ты запомнил слова, которые должен говорить?» – спросил меня режиссер. «Да», – сказал я и даже не стал их произносить, чтобы не портить эффекта. К моему лицу подъехала камера и осветительные приборы, оператор поставил кадр. Когда вчерне все было готово, режиссер попросил тишину. Мои друзья притихли, рабочие оставили свои занятия. Оператор спрятался за камерой. Загорелся свет, и всё, кроме ярких глаз фонарей, утонуло в темноте… В эту последнюю секунду я еще верил в успех! Где-то совсем близко прозвучал голос Арнштама: «Пожалуйста, не смотри в аппарат, спокойно скажи нам эту фразочку. Ну, начали…» И всё… Дальше начался позор. Слова, которые только что в коридоре с такой легкостью слетали с моих уст, стали неуклюжими и тяжелыми, как сырые картошки. Они едва помещались во рту. Голос провалился, я почувствовал, какое идиотское у меня выражение лица. «Очень хорошо, успокойся, давай попробуем еще раз»,– мягко сказал режиссер и подошел ко мне. Я все понимал и боролся с собой, как с чужим человеком, но, чем дальше, тем становилось хуже. Как попугай, с голоса, я с трудом научился произносить знакомые слова… Но тогда руки и плечи окаменели… Мне подставили стульчик, я вцепился в него руками. Стало легче, но глаза против моей воли полезли в аппарат. И так было до тех пор, пока рядом не поставили дощечку, на которую я жадно смотрел. Ступни мои ограничили палочками, потому что плюс ко всему я, оказывается, еще переступал ногами и вываливался из кадра.<…> Вся школа с нетерпением ждала выхода картины на экран. Я же боялся этого дня больше, чем экзаменов. Я бы отдал все на свете, чтобы только никому никогда не показывали моей «игры».
Лучшие роли Алексея Баталова
Но пришел день, и на огромном стенде «Ударника» появилось огромное слово «Зоя». Мы сорвались с уроков. Конечно, я совершенно не хотел идти в кино, но было неудобно перед ребятами. Погас свет. Загорелись титры картины. <…> Когда мелькнул мой кадр, я думал, что провалюсь от стыда, но произошло чудо. Право, все оказалось совсем не так плохо, как я предполагал. Секрет же состоял в том, что все удерживавшее и подпиравшее меня на съемке, вся масса людей, работавших за меня в павильоне, осталась там. В рамку же попало только мое лицо. Правда, и по лицу я отчетливо видел, вернее, чувствовал все, что делалось тогда в киностудии. Но для других ничего этого не было, был только экран. Месяца на три прозвали меня «артистом». Некоторые даже поздравили, говорили, что им понравилось, и это было хуже всего, потому что стыдно было получать благодарность за обман…»

До настоящего мастерства еще было очень далеко. Как говорит сам Алексей Владимирович: «Так может сниматься ребенок, подросток… Может и взрослый, но при условии, что он согласен чувствовать и считать себя табуреткой, из которой талантом и руками других людей он будет на короткое время съемки превращаться в человека».
Лучшие роли Алексея Баталова
Анна Ахматова, Алексей Баталов и Нина Ольшевская

А настоящий актер должен учиться, тем более есть у кого – мать Алексея Нина Ольшевская была актрисой. Частыми гостями в ее доме были известные писатели и поэты, актеры – Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Фаина Раневская, Юрий Олеша, Борис Пастернак, Владимир Ардов, который и стал отчимом Алексею (родители актера разошлись, когда мальчику было пять лет. Отец Владимир Баталов был известным режиссером и актером). В 1950-м Алексей Владимирович закончил Школу-студию при МХАТе и вышел дипломированным специалистом, теперь можно было только совершенствоваться в лучшую сторону.

Лучшие роли Алексея Баталова

Первая большая роль ожидала Баталова через четыре года. В драматической киноповести «Большая семья» (1954) он сыграл Алексея Журбина, а также эпизодическую роль рыжего очкарика. Его герой, младший сын потомственного рабочего Ильи Журбина, решил жить своим домом, но девушка, с которой он решил связать свою судьбу, променяла парня на завклубом. Каждый человек имеет право на любовь, и не всегда выбор падает на человека своего круга. У Алексея Журбина непростой характер, но он душевно сильный человек, раз смог простить возлюбленную, да и еще забрать ее с ребенком от чужого мужчины. Такой поступок требовал не только мужественности, но и решительности, дерзости. Алексею Баталову удалось передать такой образ, перевоплотиться в человека, который способен доказать, что может отвечать за свои поступки, изменить жизнь к лучшему, выйти за рамки семейных традиций, векового уклада, идти своим путем.
На Каннском фестивале 1955 года этот фильм получил множество наград, в том числе за лучшие мужские роли, среди которых фамилия Баталова.

Лучшие роли Алексея Баталова

Следующая главная роль, и снова успех. Наивный, простой парень из детектива «дело Румянцева» (1955). Алексей Баталов предстал в образе шофера-дальнобойщика Саши Румянцева, на борту которого краденый груз. Его арестовывают, на честного человека вешают позорное клеймо. Никто из товарищей «по цеху» не верит в его связи с преступным миром, а тот, кто может помочь, оказывается трусом. Но все же следователю удается распутать сложный клубок, и герой Баталова оказывается на свободе. Фильм был удостоен Премии борьбы за нового человека.

Лучшие роли Алексея Баталова

Запомнился его Борис Федорович Бороздин в военной драме «Летят журавли» (1957). Баталов превосходно сыграл влюбленного молодого человека, развитие чувств, жизнерадостность, ощущение безграничного счастья. Удачно передал все эмоции героя при тревожных сценах прощания – проводов на фронт. А самый трогательный и волнующий эпизод – смерть от вражеской пули. Алексей Владимирович показал смену состояния – момент угасания жизни.
В 1958-м году на Каннском фестивале этот фильм получил «Золотую пальмовую ветвь».

Бесподобен его доктор Устименко в военно-исторической мелодраме «Дорогой мой человек» (1958). Это настоящий врач, преданный делу, которое любит, верный своей девушке Варе, которая мечтала быть актрисой, а волею судьбы стала геологом. Жизненные перипетии обоих героев сложны. Владимиру Устименко не нужны чины, карьера, его заботит человеческое здоровье. По-разному сложились судьбы героев, война нарушила все планы, и однажды военный доктор будет оперировать сложную пациентку Варвару и вернет ее к жизни. Баталов великолепно сыграл своего героя, молчаливого, думающего, решительного.

В исторической драме «Дама с собачкой» (1960) Алексей Баталов сыграл роль неверного мужа Дмитрия Дмитриевича Гурова. Но даже такого мерзавца Баталов сыграл превосходно. Перед зрителем типичный русский интеллигент XIX века, это видно не только из речи героя, но и проявляется в его манерах, походке, взгляде. Актер по-разному передает отношение Гурова к жене, к любовнице, к детям. В 1962-м Алексей Баталов стал лауреатом премии «Юсси» в Хельсинки как лучший иностранный актер, исполнивший роль в этом фильме.

В драме «Девять дней одного года» (1961) Баталову принадлежит главная роль. Его герой физик-ядерщик Дмитрий Алексеевич Гусев жертвует своей жизнью ради эксперимента. Это целеустремленный, верный научному поиску человек, сосредоточенный на конкретном деле. Получив опасную дозу радиации и зная прогнозы врачей, он добивается сложнейшей операции по пересадке костного мозга.

Дети советского времени помнят Алексея Баталова в образе канатоходца Тибула из сказки «Три толстяка» (1966). Его герой – мятежный романтик, отважный революционер, борющийся против тирании власть имущих – Толстяков, которые управляют государством.

В исторической драме «Звезда пленительного счастья» (1975) актер предстал в образе князя Сергея Петровича Трубецкого, благородного человека, запутавшегося в своих нравственных идеалах.

Пожалуй, самым культовым фильмом, а потому и, наверное, всегда актуальным, является мелодрама «Москва слезам не верит» (1979), где Баталов сыграл простого слесаря Гошу, настоящего мужчину, который знает не только, как железки прилаживать, но умеет и костер с одной спички разжечь, и женщин интересными историями развлечь, и быть надежным, за которым как за каменной стеной. Его герой имеет свои жизненные ценности и идеалы и не может свыкнуться с мыслью, что полюбил женщину, которая в карьерном плане занимает руководящую должность. Но именно такой он понравился миллионам зрительниц. За эту роль Алексей Баталов был удостоен Государственной премии СССР (1981).

В комедийной мелодраме «Зонтик для новобрачных» (1986) Алексею Баталову принадлежит главная роль. Он сыграл врача-нарколога Краскова Дмитрия Павловича, который живет на два фронта.

В научно-фантастическом фильме «Полтергейст-90» (1991) актер предстал в образе профессора Вильницкого, который участвует в настоящем расследовании.

Лучшие роли Алексея Баталова

В фильме-ремейке «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» (2006) он задействован в качестве камео.

Лучшие роли Алексея Баталова

Автор: Наталья Ханина

498
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top