Вехи творчества Родиона Щедрина

Просмотр списком

Один из величайших музыкантов ХХ века и гениев третьего тысячелетия Родион Константинович Щедрин – пианист-виртуоз, композитор, соединивший в своем творчестве самобытность фольклора, героико-патетический пафос, полифонию и глубокий психологизм. В творческом наследии Родиона Константиновича – 5 балетов, 6 опер, мюзикл, 3 симфонии, 5 фольклорных произведений, разнообразные концерты по классической литературе, симфонические этюды, вокальные сочинения, фортепианные пьесы, музыка для кинофильмов, и это далеко не полный перечень. 16 декабря, в день рождения Родиона Щедрина, проследим основные вехи его творчества.

Вехи творчества Родиона Щедрина

Родион Константинович – потомственный музыкант. Его отец Константин Михайлович, будучи ребенком, схватывал любые мелодии на лету. На абсолютный слух и фотографическую музыкальную память Константина обратила внимание актриса Вера Пашенная, которая за свой счет отправила ребенка из провинциального городка Тульской губернии в столицу, где он и окончил консерваторию. Так что азы музыкальной грамотности Родион получил от своего отца, композитора и педагога. Дома частенько устраивались концерты, где дети с главой семьи играли на разных инструментах. В семье Щедриных, кроме Родиона, еще два брата тоже прекрасно музицировали. В 1941-м 9-летний Родион вместе с родителями эвакуируется в Самару, где он впервые услышал знаменитую Седьмую симфонию Д.И. Шостаковича, который также находился в этом городе и был знаком семьей Щедриных, заботился о ней.

Вехи творчества Родиона Щедрина
Родион с отцом

По возвращении в Москву Родион Щедрин учился в хоровом училище, а затем окончил более высокую профессиональную ступень – консерваторию и аспирантуру при ней.

Вехи творчества Родиона Щедрина

В эти годы он пишет свои первые произведения – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1954), Первую симфонию для большого симфонического оркестра (1958), балет «Конек-Горбунок» (1960).

Молодой композитор обратился к народной песне и написал целый цикл озорных частушек, умело вводит фольклор и в оперу «Не только любовь» (1961).

Настоящее новаторство проявляет в сюите «Кармен» (1967).

В 1968-м Родион Щедрин отказался подписывать письмо в поддержку вступления войск в Чехословакию, чем навлек на себя гнев руководителей консерватории. Был вынужден оставить преподавательскую карьеру. В эти годы он пишет концерт «Симфонические фанфары»(1967), «Звоны» (1968), «Поэторию» (1968), 24 прелюдии и фуги (1964—1970), балет «Анна Каренина» (1972), сотрудничает с киностудией.

Его музыка звучит в фильмах «Они знали Маяковского» (1955), «Высота» (1957), «Коммунист» (1957), «Люди на мосту» (1959), «Нормандия–Неман» (1959), «А если это любовь?» (1961). Мультфильмы «Петушок – золотой гребешок» (1955), «Колобок» (1956), «Баня» (1962) украшены его произведениями.

С 1973 по 1990 Родион Щедрин возглавлял Союз композиторов. В 1979 году Родион Щедрин написал оперу «Мертвые души», премьера которой также прошла в Большом театре. Этот произведение музыкальной критикой было признано одним из самых сложных. Интересными работами композитора являются балет «Чайка» (1980), хоровая поэма «Казнь Пугачева» (1982), балет «Дама с собачкой» (1985), также с успехом поставленные на сцене Большого театра.

Произведения Родиона Щедрина знает весь мир, они составляют репертуар многих пианистов, певцов, оркестров, хоров и музыкальных театров, записаны на пластинки и диски. Родион Константинович выступает и соло, исполняя собственные сочинения на фортепиано. У композитора есть много публикаций, критический статей, рецензий, он опубликовал две автобиографические книги – «Монологи разных лет» (2002) и «Автобиографические записи» (2008), брошюры для молодых музыкантов.

Вехи творчества Родиона Щедрина

Автор: Наталья Ханина

1542
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top