Лучшие роли Василия Ланового

Просмотр списком

Известный советский и российский актер театра и кино Василий Лановой в свои 80 лет выглядит отлично и продолжает удивлять зрителей новыми гранями таланта. В его творческой биографии более 70 кинообразов, столько же радиопостановок и ролей на сцене Театра им Вахтангова. Все его персонажи вылеплены актером с реальных людей, оттого они и убедительны, и чувства их неподдельны. Талант кумира 70-80-х гг. оценен по достоинству. Василий Семенович Лановой – заслуженный и народный артист РСФСР (1968 и 1978), народный артист СССР (1985), он награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (2004 и 2008) и другими. Мастер художественного слова, он преподает в Театральном училище имени Щукина, возглавляя кафедру сценической речи. Василий Семенович написал две книги: «Счастливые встречи» (1983) и «Летят за днями дни» (2004). 16 января, в юбилейный день рождения талантливого актера, поговорим о лучших его ролях в кино.

Лучшие роли Василия Ланового
Василий Семенович Лановой пришел в искусство непростыми путями. Родился он в семье сельских тружеников, которые были далеки от театра. Спасаясь от голодомора, родители будущего актера в 1931-м перебрались из своей родной Стримбы (Одесская обл.) в Москву, где в 1934-м и появился на свет их сын. Василий блестяще окончил школу и решил связать свою судьбу с журналистикой, поступив на соответствующий факультет МГУ (1953). Однако понял, что не это его призвание. Он подумывал о военной стезе, мечтал о небе. В то время Лановой занимался в самодеятельности в ДК ЗИЛа. Его первый учитель актерского мастерства Сергей Львович Штейн заметил его метания, сказав: «Каким ты станешь летчиком, я себе предполагаю, а вот то, что из тебя актер приличный может быть, сомневаюсь. Поэтому давай-ка иди в актеры». Но вопреки этим словам Василий подал документы в летное училище. Настойчивый педагог сумел объяснить приемной комиссии, что Лановой должен быть актером. Так Василию «пришлось» поступить в «Щуку». На его внешность сразу же обратили внимание: высокий, симпатичный, статный парень подходит на роли героев времени.
Лучшие роли Василия Ланового

Дебют в кино состоялся в 1954 году, причем в главной роли. Это был молодежный фильм «Аттестат зрелости». Его герой – способный парень Валентин Листовский, отличник, красавец, душа компании, вызывающий восхищение и гордость у учителей, на поверку оказывается обыкновенным нарциссом и амбициозным эгоистом. В конце концов, после проработки на комсомольском собрании, он нашел в себе силы перебороть негативные качества своего характера.

Следующим удачным киновоплощением стал главный герой драмы «Павел Корчагин» (1956) по роману Н. Островского «Как закалялась сталь», любимого произведения Василия Семеновича. Работая над образом Павки Корчагина, он вспоминал свое детство, как ему хотелось быть похожим на этого человека из жизни. Поэтому и получив роль, он показал его реальным – не героем романа, а простым парнем, «в котором видел для себя образец мужества, веры и решимости ее отстаивать». Кроме того, героя и актера роднило то, что оба они были примерно одного возраста, комсомольцы, и стремления были примерно одинаковыми.
Лучшие роли Василия Ланового
Первоначально на роль Павки Корчагина планировали Юматова, но его образ получался не совсем таким, каким замышлял его Островский и представляли режиссеры А. Алов и В. Наумов. Он выглядел этаким рубахой-парнем, схватывающим все на лету и не испытывавшим никаких трудностей. Исчез элемент борьбы и драматизма, и персонаж не выглядел Героем. Именно так, с большой буквы, каким он представлялся миллионам мальчишек СССР. «Я понимал, что мне дается право создать на экране идеал для нынешних десятиклассников, которым завтра отправляться в дорогу, выбирать свой жизненный путь. Сыграть такого героя нелегко и ответственно. Ведь сыграть надо было так, чтобы сделать его нашим современником, вдохнуть в него новую жизнь, ничего не утратив из литературного образа. Корчагин – любимый герой молодежи, герой, в котором со дня его создания многие черпали духовные силы в их жизни, в нем находили черты для подражания. Чтобы поставить себя на место Павки, надо было внутренне, духовно, нравственно приблизиться к нему. Не играть, а стремиться хоть в чем-то быть таким, как он, или похожим на него. <…> …предстояло сыграть человека с аскетическими чертами, сознательно приносящего себя в жертву идее, которую он исповедует. Романтика, любовь в нашем фильме отходили на второй план. Это в какой-то степени обедняло образ, делало его суше, замкнутее в том многообразии жизни, но в то же время и углубляло характер в плане его целеустремленности, упорства в достижении результата».

Романтический герой Артур Грей, в которого просто невозможно не влюбиться, – прекрасный образ, созданный актером в детской мелодраме «Алые паруса» (1961). Красивый, благородный, умеющий претворить сказку в реальность – просто идеал для наивных мечтательниц вроде Ассоль.

Одним из любимых фильмов в своей творческой биографии Василий Семенович считает «Полосатый рейс» (1961). И хотя в этой комедии у Ланового небольшая роль отдыхающего на пляже. В эпизоде, где его герой говорит: «Красиво плывут… та группа в полосатых купальниках!», надо было показать короля пляжа, и просто невозможно было ошибиться и сфальшивить. Василий Семенович признается, что это был единственный фильм на его памяти, в котором он снимался без дублей – гонять тигров туда-сюда из воды никто не решился бы, тем более что съемки на пляже и так проходили достаточно напряженно. Это было в Аркадии (Одесса). Одна из тигриц вдруг перепрыгнула ограждение и отправилась вольно гулять, а вокруг люди. Хищник на свободе – поднялась паника, но быстрая реакция работницы-осветителя позволила избежать трагедии – она перекрыла тигрице дорогу и ударила ее по носу брезентовой рукавицей. Та от неожиданности повернула обратно.

В драме «Коллеги» (1962) он сыграл Алексея Максимова, работника карантинной службы международного порта, прямолинейного и честного. Обнаружив аферу с зараженными продуктами, он не идет на конфликт с совестью, а сообщает о случившемся в органы.

В социальной драме «Иду на грозу» (1965) актер сыграл ученого Олега Тулина, увлеченного научным поиском объяснения причины природного явления. Его герой – любимец женщин, душа любой компании, целеустремленный и решительный и в то же время романтичный, преданный мечте. Великолепно сыгранная роль, которую делает не только мастерская эмоциональная речь и жесты, но и мимика, и выражение глаз.

В исторической военной драме «Война и мир» (1965–1967) герой Василия Ланового – Анатоль Курагин, эгоистичный красавчик, считающий, что весь мир создан для него и жизнь – это вечный праздник. Образ получился более гуманным, чем у Толстого.

Лучшие роли Василия Ланового
Великолепен актер и в образе Алексея Вронского из исторической двухсерийной драмы «Анна Каренина» (1967). В своей книге «Летят за днями дни» актер вспоминает, что в этом герое он «видел, прежде всего, прямого, смелого, в чем-то мужественного человека», защитника своей возлюбленной перед «высшим светом», но в то же время не способного «понять ее душу, глубину ее самопожертвования». У его героя «не хватило сил выдержать духовный и нравственный экзамен до конца».
«Офицеры» (1971) – один из самых героико-романтических фильмов о людях, посвятивших свою жизнь армии. Василию Лановому принадлежит образ Ивана Вараввы, который проходит испытание верности в любви и дружбе, долгу – человеческому, воинскому, – патриотизме в различных жизненных ситуациях: в бою, в быту, в отношениях с любимой женщиной, с другом – и всегда оценивается по самой высокой планке. Фразы, которые произносит его герой, разлетелись на афоризмы: «Командир обязан думать, думать, а не шашкой махать»; «Одно скажу: положение у нас хреновое: Магомед-хана они нам не простят»; «Пробьемся!» За исполнение роли Ивана Вараввы Василия Ланового журнал «Советский экран» назвал лучшим актером 1971-го.

В шпионском фильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) Василий Семенович предстал в образе обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, начальника штаба Гиммлера. Лановой показал зрителю не просто врага, нациста, а настоящего противника, образованного, умного, тонкого, осознающего всю трагедию воюющей Германии и понимающего ее печальные перспективы.

В мелодраме «Анна и Командор» (1974) Лановому принадлежит главная роль. Его герой Александр Степанович Бондарь, начальник военного НИИ, погибший при испытании нового оружия. Василий Семенович показал обычного человека, безумно любящего жизнь.

В историческом мини-сериале «Дни Турбиных» (1976) герой Ланового – личный адъютант гетмана, поручик Леонид Юрьевич Шервинский. Импозантный красавчик, любимчик женщин, неисправимый лжец.

В мелодраме «Странная женщина» (1977) Василий Лановой сыграл ученого-электронщика Николая Сергеевича Андрианова, немного циничного и ироничного человека, влюбившегося в самодостаточную женщину-адвоката Шевелеву. Это единственный фильм, где супруги сыграли вместе пару.

В детективе «Огарева, 6» (1980) Василий Семенович предстал в роли полковника Вячеслава Костенко. Герой получился жизненным и убедительным.

В военном фильме «Приступить к ликвидации» (1983) зритель увидел Ланового в роли полковника авиации Вадима Гавриловича Чистякова (Алтунина), искупившего свою вину перед Родиной, помогая следователям МУРа ликвидировать банду. За исполнение этой роли актер получил Премию МВД СССР (1984).

Лучшие роли Василия Ланового

В 4-серийной производственной драме «Поражение» (1987) актер сыграл профессора Бориса Григорьевича Данкевича, неподкупного ученого, воспитывающего в духе честного научного поиска молодое поколение.

В мелодраме «Барышня-крестьянка» (1995) Лановой предстал в образе помещика Ивана Петровича Берестова, отца главного героя картины. Настоящий аристократ, дворянин – один из близких сердцу Василия Семеновича.

В биографической драме «Брежнев» (2005) актеру принадлежит образ Юрия Владимировича Андропова.

Лучшие роли Василия Ланового

В приключенческом сериале «Три мушкетера» (2013) Василий Лановой сыграл кардинала Ришелье, хитроумного политика и коварнейшего интригана.

Лучшие роли Василия Ланового

Автор: Наталья Ханина
6403
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top