Киногероини Любови Орловой

Просмотр списком

Одна из любимейших советских актрис Любовь Орлова стала первой звездой отечественного кинематографа, отличалась не только прекрасными внешними данными, но и универсальными способностями: отлично пела, танцевала, сама проделывала все трюки. Чтобы воссоздать образы своих героинь, она проживала судьбу каждой из них. Может быть, именно поэтому Любовь Петровна была символом русской труженицы, задорной, веселой, у которой все спорится и которой все удается. 11 февраля, к 112-й годовщине со дня рождения Любови Орловой, вспомним ее роли.

Киногероини Любови Орловой
Любовь Петровна Орлова родилась в 1902 году в Звенигороде в дворянской семье. Родители мечтали, чтобы младшая дочь стала пианисткой, так как уже в 5-летнем возрасте она прекрасно музицировала и пела. В своих мемуарах актриса писала, что в доме часто слышалась музыка, и она «любила все, что пелось у нас в доме, все, что игралось руками матери и ее друзей-музыкантов, любила слушать музыку во время игр и занятий, любила засыпать под звуки музыки Чайковского, Шопена, Моцарта». В 7 лет после прослушивания Любу зачислили на первый курс Ярославского музыкального училища, несмотря на то, что юное дарование не знало ни одной ноты – все произведения она исполняла на слух. Музыкальный пробел быстро восполнился, и Люба начала делать успехи на различных конкурсах и концертах.
Киногероини Любови Орловой

После Октябрьского переворота жизнь у всех интеллигентов была тяжелой, не обошла сия участь и семью Орловых. Несмотря на все тяготы этого времени, в 1919 году Любовь стала студенткой Московской консерватории, учеба ей давалась легко и она нашла себе подработку – тапером в кинотеатре: звукового кино тогда еще не было, и она иллюстрировала фильмы. Одна и этих денег, что зарабатывала Любовь Петровна, не хватало для оплаты обучения. Проучившись три курса, Орлова бросила консерваторию, а когда решила возобновить высшее образование, подала документы в хореографическое училище. Свободное от учебы время Люба посвящала драматическому искусству, посещая театральную студию. В 1926 году Любовь Орлову приняли на работу хористкой в Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко.

Киногероини Любови Орловой

До встречи со своим любимым режиссером Орлова дважды побывала замужем: в первый раз ее супругом был Андрей Гаспарович Берзин, заместитель начальника Административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия, Наркомзема, практически кормивший всю семью Орловых. Он был настоящим трудоголиком, не только разрабатывал земледельческую реформу, но и написал много ценных работ по сельскохозяйственной экономике. Но в счастливом браке Любовь Петровна прожила 4 года, пока супруга не объявили врагом народа и не сослали в Казахстан в 1931-м. По документам она еще числилась его супругой, а в 1932-м сошлась с австрийским инженером Францем. Этот роман продолжался больше года. А в 1933-м она познакомилась с режиссером Григорием Александровым, сделавшим из нее звезду советского кинематографа.
Дебютировала Любовь Петровна в комедии «Любовь Алены» (1933), сыграв жену американского инженера миссис Эллен Гетвуд. Эта маленькая роль примечательна тем, что героиня демонстрирует прекрасные вокальные данные. Именно этот факт послужил тому, что в музыкальной драме «Петербургская ночь» (1934) Орлова получила главную роль Грушеньки. Воплощая на экране этот образ, актриса спародировала свою сценическую судьбу – за 7 лет работы в Музыкальной студии Любовь Петровна много раз играла в опереттах: и пела, и танцевала.

Киногероини Любови Орловой
В музыкальной комедии «Веселые ребята» (1934) Орлова исполнила главную роль. Ее героиня – домработница Анюта, простая жизнерадостная девушка, не представляющая без песни ни минуты. Воспылав завистью к вокальному таланту, хозяйка указывает ей на дверь. Но Анюта не отчаивается – она становится участницей джаз-банда «Дружба» и с успехом выступает в Москве. Рассказывая о своей работе над ролью Анюты, Орлова подчеркивала: «Я старалась создать образ простой, обыкновенной советской девушки и играть так, чтобы зритель увидел в Анюте живого, понятного всем человека, а не напыщенную куклу, каких мы часто видим на экране».

В музыкально-комедийной мелодраме «Цирк» (1936) Любовь Орлова предстала в образе актрисы Марион Диксон с незабываемым номером «Полет на Луну», мастерски исполненным степом и чарльстоном. У ее героини трудная судьба, ее антрепренер вовсю использует ее талант, и молодая женщина вынуждена работать за гроши, ведь ей нужно кормить своего малолетнего сына. Приехав на гастроли в СССР, Марион решила остаться здесь навсегда.

В музыкальной приключенческой комедии «Волга-Волга» (1938) Любови Петровне принадлежит роль Дуни Петровой по прозвищу Стрелка. Чтобы воссоздать этот образ на экране, Любовь Петровна даже поработала почтальоном. Ее героиня – трудолюбивая девушка, а еще она честная, справедливая и талантливая певица и плясунья. Просто пример для подражания, кем и стала она после выхода фильма на экраны.

В шпионском фильме «Ошибка инженера Кочина» (1939) Орлова сыграла Ксению Петровну Лебедеву, машинистку авиационного института, влюбленную соседку Кочина по коммунальной квартире. Она шпионка, поступает подло по отношению к главному инженеру, предает свои чувства. Орлова великолепно передала терзания своей героини, ведущей двойную жизнь. В конце концов, она вынуждена сознаться близкому человеку в своих «злодеяниях». Ее пафосные фразы: «Я изменила не вам, а своей стране, и пусть она покарает меня!»; «Подлецы! Вы растлили мою душу!» – дань времени.
Киногероини Любови Орловой

В музыкальной комедии «Светлый путь» (1940) Любовь Петровна сыграла Таню Морозову, деревенскую девушку, работающую сначала на хозяйку, а потом ткачихой на большом заводе. Сперва она простая труженица, у которой не все гладко, но затем она становится передовиком производства, а впоследствии и депутатом Верховного Совета.

Роль Тани Морозовой далась Орловой непросто. Для того чтобы показать, как трудно одновременно работать на трех станках, актрисе самой пришлось поучиться ткацкому делу. Любовь Петровна вспоминает, как она в течение трех месяцев «работала в Московском научно-исследовательском институте текстильной промышленности под руководством стахановки-ткачихи О. П. Орловой. Кроме того, во время съемок на Ногинской (Глуховской) ткацкой фабрике моими постоянными учительницами были потомственные русские ткачихи. Я успешно сдала техминимум и получила квалификацию ткачихи. Быстрому освоению профессии помогло то, что я занималась не только на уроках. Ткачиха должна обладать очень ловкими пальцами, чтобы быстро завязывать ткацкий узел, достигается это путем длительной тренировки. И я отдавала этой тренировке все свое время. В сумке я всегда носила моток ниток, как другие женщины носят вязанье. Я вязала ткацкие узлы всегда и всюду. Такими узлами я перевязала дома бахрому скатертей, полотенец, занавесей». В подтверждение этому эпизод, где неопытная ткачиха завязывает узелки на вещах своих подруг по комнате.

В драме «Дело Артамоновых» (1947) ее героиня – итальянская певица и танцовщица Пауло Менотти. Роль хотя и эпизодическая, но очень яркая.

Киногероини Любови Орловой

Незавидная участь постигла фильм «Одна семья» (1943). Этот боевой киносборник вышел на экраны только в 1990-м. Здесь Орловой принадлежит роль студентки консерватории Кати Андриевской, размышляющей о настоящей любви.

Киногероини Любови Орловой

В комедийно-музыкальной мелодраме «Весна» (1947) Орлова сыграла ученую даму Никитину, пытающуюся покорить солнечную энергию и актрису Веру Шатрову в роли Никитиной.

В военной драме «Встреча на Эльбе» (1949) актрисе принадлежит образ американской журналистки-шпионки Джанетт Шервуд, холодной, циничной и расчетливой. Эта героиня была одной из любимых ролей актрисы. Над ней она работала особенно тщательно – сыграть «страдающую» особу, чтобы расположить к себе русского офицера. Вот уж точно настоящая советская Марлен Дитрих!

В биографической драме «Мусоргский» (1950) актриса сыграла приму Мариинки, певицу Юлию Фёдоровну Платонову.

Киногероини Любови Орловой

В историко-биографической драме «Композитор Глинка» (1952) Орловой принадлежит роль сестры композитора Людмилы Ивановны Глинка, доброго ангела-хранителя, сочувствующего, сопереживающего. Здесь актриса в лиричном амплуа, показала верного друга и обаятельную женщину.

Киногероини Любови Орловой

В комедии «Русский сувенир» (1960) актриса исполнила роль советской туристки Варвары Комаровой.

Последней ролью Любови Орловой стала Людмила Грекова из военного фильма «Скворец и Лира» (1974).

В 1975-м актриса скончалась от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Киногероини Любови Орловой

Автор: Наталья Ханина
7785
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top