Лучшие роли Лидии Смирновой

Просмотр списком

Звезда советского экрана Лидия Смирнова прожила долгую жизнь и сыграла более 50 ролей в кино. Ее жизнерадостные героини покорили зрителей, и для многих поколений людей она была кумиром наравне с Л. Орловой, Л. Целиковской, В. Серовой. Обладая известной долей самокритичности, актриса всегда с иронией относилась к себе и старалась выйти за рамки лирического амплуа, играя и комические роли, и драматические. Она никогда не скрывала своего возраста, играя и старух, и молодух, людей подневольных и роскошных барынь, интеллигентных женщин и сварливых продавщиц. 13 февраля, к 99-й (а по другим данным – 101-й) годовщине со дня рождения Лидии Николаевны, поговорим о лучших ее ролях в кино.

Лучшие роли Лидии Смирновой

Лидия Николаевна Смирнова родилась в семье белогвардейского офицера в Мейзеленске Казанской губернии Казанью. Своих родителей она толком не помнит. По рассказам тети, ее отец ненавидел большевиков и был творчески одаренным человеком, публиковал рассказы и очерки, критические статьи. Мать Смирновой Татьяна была сельской учительницей, но, когда трагически погиб младший сын, она перенесла тяжелую депрессию, лечилась в психиатрической клинике, из которой ей уже не суждено было вернуться живой. Возвратившийся ненадолго с фронта отец пристроил дочь в семью родного брата Петра, который и воспитал Лидию. По профессии он был бухгалтером, а его жена Мария Казимировна – учительницей. После революции они перебрались в Москву, где Лидию пошла в школу, а затем ее отдали в балетку при Большом театре. И хотя она рано стала физически развиваться, что не совсем подходило для этого вида искусства, занятий она не прекращала, даже порой обманывала свою тетю и прогуливала школу.

Лучшие роли Лидии Смирновой
Верхний ряд вторая слева – Лида Смирнова

Балерины из Смирновой не получилось. Но однажды почувствовав себя в центре внимания, от мысли стать артисткой она не отказалась. В своих воспоминаниях «Моя любовь» Лидия Николаевна признается: «Как бы ни сложилась моя судьба, я все равно была бы на сцене, на экране, на арене, на пьедестале, на подиуме, в президиуме, на лобном месте, в крайнем случае, на скамье подсудимых (шучу), но ни за что не в толпе!»
К 12 годам Лидия необыкновенно похорошела: «…тело мое было упругим и наливным, словно яблочко, а глаза горели опасным огнем!» Но к своей внешности актриса всегда относилась критично: «Никогда я не считала себя красивой, потому что находила в своей внешности массу недостатков. Да, миловидная, да, симпатичная, может быть, хорошенькая, но красавица?»
После школы Лидия Николаевна поступила в промышленно-экономический техникум при Бауманке (сейчас это университет, а тогда учебное заведение именовалось училищем). По окончании его Смирнова получила диплом экономиста-статистика, и ее взяли на работу в Главное управление авиационной промышленности. Ее внешность сводила с ума начальников, многие из которых позволяли себе откровенные пошлости и скабрезности.
Лучшие роли Лидии Смирновой
Студентка промышленно-экономического техникума Лидия Смирнова (в центре нижнего ряда)

Утром девушка работала, а по вечерам занималась спортом, жила насыщенной жизнью, в которой были и театры, и концерты, и выставки. Тогда впервые Лидия Николаевна подумала о славе: «В мечтах я была героиней, а в жизни… Меня жгло честолюбие, зависть. Мне хотелось, чтобы на меня смотрели, чтобы мной восхищались, чтобы мне аплодировали». Во все театральные вузы, куда она подала заявления, Лидия прошла, но свой выбор остановила на школе Камерного театра.
Лучшие роли Лидии Смирновой
В книге «Моя любовь» актриса подробно описала сцену приемных экзаменов. Первым испытанием была песня, она исполнила «Песню Леля», а последним заданием – сыграть этюд: «у меня болит голова, а мне звонит возлюбленный, приглашая в театр.
Как же я справилась? Сначала жутко стонала, показывая, что моя голова раскалывается от боли. Потом "слушала трубку" и спрашивала:
"А в какой театр? – и восклицала: – Ах, в Камерный! Ну конечно, пойду. Это же самый лучший театр! Там такие великолепные актеры…" – и перечислила всю приемную комиссию.
Когда я закончила, Таиров, улыбаясь, сказал:
"Спасибо, девушка. Хотел бы пожелать вам, чтобы вы никогда не теряли свою непосредственность"».

Уже тогда в будущей актрисе угадывался несомненный талант.

Лучшие роли Лидии Смирновой
В кино Лидия Смирнова дебютировала в 1934-м, сыграв небольшой эпизод в драме «Настенька Устинова». А всенародная любовь к актрисе пришла после выхода на экраны лирической комедии «Моя любовь» (1940). Ее жизнерадостная героиня Шурочка своим обаянием покорила зрителей, актрису завалили письмами, ей не давали проходу на улицах: «…едва окончив театральную школу, я превратилась в "новую звезду", с открытками, автографами, с успехом, с огромным количеством поклонников».

Следующей феноменальной ролью Смирновой стала Варя из мелодрамы «Парень из нашего города» (1942). Хорошенькая девушка, мечтающая о карьере артистки и, конечно же, о принце на белом коне, максималистка, уезжает в Москву поступать в театральный, становится актрисой, в то время как ее возлюбленный, друг детства, сражается на фронтах. Она верно его ждет. Последний раз они виделись на передовой ВОВ.

В военном фильме «Она защищает Родину» (1943) героиня Смирновой – партизанка Фенька, простая деревенская девчонка. «Наивные глаза, пухлые губы, вздернутый нос – в этом вся Фенька, чистая, открытая».
Лучшие роли Лидии Смирновой

В драме «Две жизни» (1956) Смирновой принадлежит роль Нонны Павловны. «Жучка» – одна из любимых героинь актрисы. История деревенской девушки, превратившейся в столичную стервочку, так поразила воображение Лидии Николаевны, что сыграла она ее превосходно.

Лучшие роли Лидии Смирновой
В военной драме «Трое вышли из леса» (1958) актриса предстала в образе бывшей партизанки Юлии Павловны Титовой. Смирнова показала женщину трудной, изломанной судьбы. Ее героиня откровенничает: «Я сегодня в первый раз в жизни молилась».

В социальной драме «Тишина» (1963) Лидия Николаевна исполнила роль Серафимы Игнатьевны, жены доносчика Быкова, соседа по коммуналке главного героя. Ее героиня прожила непростую судьбу рядом с человеком, который полностью подчинил ее себе. Хлебосольная хозяйка и гостеприимная женщина, она много знает и скрывает, изредка выдавая тяжелым вздохом.

Лучшие роли Лидии Смирновой
Всем запомнилась докторша из пионерского лагеря в детской комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964). Эта роль тоже одна из любимых. Актрисе разрешалось на съемках импровизировать, может быть, оттого и получился такой гротескный персонаж. В своей книге «Моя любовь» актриса признается, как она тщательно работала над образом, придумывая действия докторши, прописывая ее движения и показывая характер. «Я ничуть не боялась быть некрасивой: косолапила, бегала согнувшись…» Ее докторша «очень мнительная, она одержимая, она боится бациллоносителей, боится, что не справится с детьми, и от всего этого чуть ли не сходит с ума. Она все невероятно, неправдоподобно преувеличивает. Там даже есть момент, как я смотрю в увеличительное стекло. Это оператор, Толя Кузнецов, придумал, что через увеличительное стекло мой глаз получился больше, чем само мое лицо. А меня это натолкнуло на мысль: чтобы подчеркнуть ее удивление, испуг, который был в ее глазах, надеть сильно увеличивающие очки. Очки помогли мне создать характер, о котором я мечтала».

Комедия «Женитьба Бальзаминова» (1964) произвела настоящий фурор. В этом фильме Смирновой принадлежит главная роль. Она бесподобно сыграла сваху Акулину Гавриловну. Фразы, которые произносит ее героиня: «У меня совесть-то чище золота, одно слово – хрусталь!»; «Я все ученья видела от своего супруга покойного. Вот ты спроси... спроси, чем я не бита! Кочергой бита, поленом бита, о печку бита, печкой... вот, печкой не бита»; «Я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею» – давно стали крылатыми. Актриса вспоминала, как один из критиков в ее адрес написал: «Смирнова предложила неожиданный рисунок образа свахи, увидев в ней шепелявую, помятую жизнью женщину, устало, но отважно зарабатывающую свой хлеб». И действительно, Смирнова создала необыкновенный образ – вздернутый нос (специально подтянули вверх), красные глазки (от пристрастия к вину), смешная прическа, утиная походка…

В драме «Дядюшкин сон» (1966) актриса снова в главной роли. Ее героиня Марья Александровна Москалёва – первая дама мордасовского общества, главная стерва города – одержима идеей выдать свою дочь за богатого столичного князя. Актрисе удалось передать ее властный и вздорный характер персонажа.

В комедии «Деревенский детектив» (1968) Смирновой принадлежит образ хамоватой продавщицы Дуськи, разбитной женщины, у которой от мужиков отбоя нет: то она с одним ухажером, то с другим, веселая внешне, а на самом деле очень одинока. Образ, созданный актрисой, получился народным, может быть, именно поэтому ее продавщица так понравилась зрителям. В продолжении фильма «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1977) она сыграла ту же героиню.

В комедии «Дача» (1973) актрисе принадлежит роль Анны Петровой. Ее героиня говорит: «Можно не поделиться с любимым человеком радостью. Но нельзя не поделиться с ним горем, бедой, несчастьем!»

Запомнилась Лидия Николаевна и в роли богатой помещицы, хозяйки салона Дарьи Михайловны Ласунской из мелодрамы «Рудин» (1977).

Лучшие роли Лидии Смирновой

В 2-серийной комедийной мелодраме «Карнавал» (1981) Лидия Смирнова сыграла председателя приемной комиссии:

Новое время продиктовало для актрисы новые роли. Так, в мелодраматическом мини-сериале «Идеальная пара» (2001) Смирнова сыграла Татьяну Казарновскую, владелицу особняка на морском побережье.

Бабушка Ираида Антоновна из сериала «Наследницы» (2001, 2005) – это последняя роль Лидии Николаевны.

Великая актриса скончалась 25 июля 2007 года, похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Лучшие роли Лидии Смирновой

Автор: Наталья Ханина
2183
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top