Лучшие роли Олега Янковского

Просмотр списком

Один из самых популярных советских и российских актеров театра и кино Олег Янковский сыграл более 80 разноплановых ролей. Ему одинаково хорошо удавались и исторические личности, и партийные деятели, и интеллигенты, и авантюристы, безумные мечтатели – он умел быть разным, полностью перевоплощаясь в свой персонаж, но тем не менее узнаваемым. 23 февраля Олегу Ивановичу исполнилось бы 70 лет. К этой дате поговорим о его лучших ролях в кино.

Лучшие роли Олега Янковского

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане в интеллигентной семье. В 1951-м родители с детьми (кроме Олега, у них еще было двое сыновей) переехали в Саратов. Старшие братья увлекались театром. Ростислав окончил театральную студию в Ленинабаде, работал в местном ТЮЗе, а в 1957-м уже выступал на сцене Минского театра. Отец семейства скончался в 1953-м, и матери тяжело было воспитывать детей одной. Когда старший брат прочно обосновался в Минске, он забрал младшего Олега к себе. Впервые Олег вышел на сцену в 14-летнем возрасте. Но общеобразовательную школу он окончил в родном Саратове. Здесь и поступил в театральное училище. С зачислением вышла небольшая путаница – его брат Николай тоже тогда подал документы в этот вуз, и Янковских просто перепутали.
На большом экране Олег Иванович дебютировал в шпионском мини-сериале «Щит и меч» (1968). Он сыграл разведчика Генриха Шварцкопфа, друга Йоганна Вайса, великолепно изобразив представителя немецкой «золотой молодежи» эпохи нацистской Германии, любителя праздных застолий.

Настоящий успех ждал актера после военного фильма «Служили два товарища» (1968), где Янковский предстал в главной роли. Его герой – красноармеец Андрей Некрасов, по заданию командира отряда снимая фильм о расположении белогвардейцев, попадает в плен к махновцам. Чудом ему удается бежать, но еще столько злоключений впереди. Его герой погибает…

Следующим удачным фильмом в творческой судьбе актера стала приключенческая драма «Гонщики» (1972), где Олег Иванович сыграл молодого амбициозного спортсмена Николая Николаевича Сергачева.

В драме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) Янковскому принадлежит образ судебного следователя Сергея Петровича Камышева, влюбленного и… уязвленного красавца. После этой роли актера стали называть секс-символом эпохи.

В двухсерийной сказке «Обыкновенное чудо» (1978) актер предстал в образе мудрого и доброго Волшебника.

Гениальный образ фантазера и правдолюбца создал Янковский в приключенческой комедии «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

В двухсерийной социальной драме «Мы, нижеподписавшиеся» (1981) Олег Иванович показал члена комиссии Геннадия Михайловича Семенова, с одной стороны гнусного типа, а с другой – душевного человека, рубаху-парня.

В комедийной мелодраме «Влюблен по собственному желанию» (1982) актеру принадлежит роль Игоря Брагина, бывшего спортсмена, проводящего дни в загулах. Ему предстоит возродиться к новой жизни весьма необычным способом. За исполнение этой роли журнал «Советский экран» в 1984-м назвал Олега Янковского лучшим актером года.

В эксцентрической драме «Полеты во сне и наяву» (1982) Олег Янковский сыграл Сергея Макарова, который переживает кризис среднего возраста. Его герой испытывает внутренний дискомфорт из-за разлада в семье, восхищенных взглядов сотрудниц по отделу, где он работает, его увлеченностью молодой особой. Он мечется, не в силах разорвать порочный круг, признаться себе и близким. Весь мир ему враждебен: он конфликтует с сослуживцами, непримирим с друзьями... Олег Иванович считал Макарова героем нашего времени, поскольку его частичка есть в каждом человеке. За исполнение этой роли актер стал лауреатом Государственной премии СССР.

В комедии «Дом, который построил Свифт» (1982) актеру принадлежит роль главного персонажа. Олег Иванович настолько вжился в этот образ, что наизусть знает всю биографию Гулливера, чтобы воссоздать его в своем произведении. Звучащее молчание его героя – мастерская игра мимикой и движением глаз – как раз и служит выражением той загадочности личности, каковым был писатель эпохи Просвещения Джонатан Свифт.

В мелодраме «Храни меня, мой талисман» (1986) Янковский сыграл журналиста Алексея Дмитриева, посещающего Болдино для репортажа о великом поэте. Его герой, размышляющий о трагической судьбе Пушкина, сам неожиданно оказывается в подобной ситуации.

В драме «Крейцерова соната» (1987) Олег Иванович исполнил роль Василия Позднышева, признающемуся случайному попутчику в поезде о том, что убил собственную жену. На протяжении всего пути его герой размышляет о проблеме истинного семейного счастья, настоящей любви… Актер великолепно передал все эмоции своего героя, его взволнованную откровенность, порывистость, лихорадочную горячность, отчаяние, крах личности. За исполнение этой роли Янковский получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.

В двухсерийной сказке «Убить дракона» (1988) Янковский предстал в образе жестокого правителя Дракона.

В трагикомедии «Паспорт» (1990) запомнился его Боря по прозвищу Париж.

В мистико-психологической драме «Цареубийца» (1991) Янковский воплотился в двух персонажей, сыграв врача-психиатра Алексея Михайловича Смирнова и императора Николая II. За этот фильм Олег Иванович получил «Нику».

Из фильмов нового времени стоит упомянуть комедийную мелодраму «Приходи на меня посмотреть» (2000), в которой Янковский выступил не только как исполнитель главной роли Игоря, но и как режиссер. Его герой и умен, и обаятелен, и энергичен, и жаден до жизни во всех ее проявлениях. В этом же фильме снялся и внук актера Ваня в роли амурчика.

В мелодраме «Любовник» (2002) актер исполнил главную роль профессора-филолога Дмитрия Чарышева. Его герой сродни Сергею Макарову из «Полетов во сне и наяву», только кризис среднего возраста здесь усугублен смертью жены и открывшимся адюльтером. Трагедия личности налицо.

В мелодраматическом сериале «Доктор Живаго» (2005) Янковскому принадлежит образ Виктора Комаровского, самоуверенного, хладнокровного циника, расчетливого прагматика, который привык брать от жизни все… Встреча с Ларой полностью меняет его представления о счастье.

Последней ролью великого актера стал митрополит Филипп из исторической драмы «Царь» (2009). Перед зрителем – смиренный христианин эпохи Ивана Грозного, скромный, терпимый душеприказчик царя. Про таких говорят – блаженный. Янковский вложился в этот образ на все 100 процентов (озвучивал этого героя Колычев).

Уже на съемках фильма Олега Янковского атаковали приступы опасной болезни. В мае 2009-го актер скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Лучшие роли Олега Янковского

Автор: Наталья Ханина
5967
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top