5 евангельских картин Михаила Врубеля

Просмотр списком
Михаил Александрович Врубель – один из самых загадочных русских художников. Его творчество отличается не только мистическими сюжетами из русских сказок или классической литературы, оно, по мысли мастера, должно «будить от мелочей будничного величавыми образами». Эту же идею воплотил художник и в своих фресках, и в картинах на библейские сюжеты. 5 марта, к 158-й годовщине со дня рождения Михаила Врубеля, предлагаю рассмотреть его 5 евангельских картин.
5 евангельских картин Михаила Врубеля
В 1884 году М.А. Врубеля, тогда еще молодого, подающего надежды художника пригласили в Киев для реставрации Кирилловской церкви XII века. Кроме росписи стен библейскими сюжетами, он написал несколько икон, самая известная из которых «Богоматерь с Младенцем».
5 евангельских картин Михаила Врубеля

История создания ее своеобразна. Реставрацией церкви руководил известный искусствовед, профессор Адриан Прахов. Жена его Эмилия буквально приворожила художника своими чарующими глазами, эксцентричным характером и остроумием. Чувства Врубеля были настолько сильны, что изображая Богоматерь, он наделил ее очами своей возлюбленной. Михаил пытался очеловечить святой образ, сделать его земным, приблизить. Зритель видит Богоматерь, закутанную в покрывало, сидящую в спокойной позе и прижимающую к себе Младенца, похожего на нее как две капли воды. И выражение лиц матери и сына одинаковое – тревожное. Но если в глазах матери – волнующая боль, то взгляд ребенка несет тайное знание будущих страданий. При такой эмоциональной составляющей, икона не создает внутренний дискомфорт у зрителя. Ее вишнево-золотая палитра передает празднично-драматическую торжественность, монументальность образа, несущего высокую духовность и окрыленность.

Второй библейской картиной Врубеля является «Ангел с кадилом и свечой».

5 евангельских картин Михаила Врубеля
Эта икона художника предназначалась для Владимирского собора. Тонкий стан «героя», окутанный в белое одеяние, томная грация силуэта, юное лицо с большими восточными глазами вычерчивают одухотворенный облик, парящий где-то внеземном пространстве. Таинственность придают вертикаль горящей свечи в кольце нимба, сумрачная синева за крыльями, высвечивание красок на деталях. «Он был похож на вечер ясный ни ночь, ни день, ни тень, ни свет». Врубель воспринимал образ ангела, видимо, как истинно христианский. Несмотря на демонические глаза ангела, благодаря своим теплым, рассеивающимся краскам, картина создает умиротворенное настроение: небесный хранитель словно совершает обход собора, вселяя в души всепрощающую любовь.

М.А. Врубель, как и многие художники прошлых веков, и современные и ему мастера, написал картину «Христос в Гефсиманском саду».
5 евангельских картин Михаила Врубеля
Напомним сюжет Евангелия об этой странице в жизни Иисуса. После Тайной вечери Христос с учениками идет в Гефсиманию. Войдя в сад, он оставляет наиболее близких ему Петра и обоих сыновей Зеведеевых, Иоанна и Иакова, и просит: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф., 26, 38). Дважды прерывая свою молитву и видя всех троих спящими, Иисус пытается усовестить их: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф., 26, 41). Находясь рядом с близкими людьми, Христос одинок, он не чувствует никакой моральной поддержки. Но Он еще более усердно молится: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф., 26, 39). Предвидя все грядущие страдания, неотвратимость перемен, Иисус на грани исступления: «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк., 22, 44). Но «час Сына человеческого пробил: он в руки грешников себя предаст» (Б.Л. Пастернак). Гефсиманское моление закончилось.

У М.А. Врубеля в картине, написанной карандашом, нет внутренней экспрессии, показывающей предстоящие муки Христа. Иисус изображен в профиль, четко очерчено лицо, и его выражение спокойно. Одухотворенность образа создают одежда, колеблемая легким ветерком и пронизанная светом, цветы у ног Христа. Иисус Врубеля идет навстречу людям. Когда эту картину увидел В.М. Васнецов, он воскликнул: «Шедевр!»
5 евангельских картин Михаила Врубеля
Надгробный плач. Триптих

Работая над картиной «Надгробный плач», М.А. Врубель сделал три варианта этого сюжета. Через все три картины проходит общая тема – безответный вопрос живых перед ликом смерти. Художник показал не просто глубокую печаль, а скорбное обращение к ушедшему, бессилие в невозможности познать его тайну, обреченность в безответности…
5 евангельских картин Михаила Врубеля
Надгробный плач. Первый вариант

У Врубеля Христос еще во власти смерти, об этом свидетельствует его скованная фигура, подобная мумии, с которой спадает белая пелена; странно пустые глаза. Притихшая, безучастная Богоматерь…

5 евангельских картин Михаила Врубеля
Надгробный плач. Второй вариант

Намек на будущее воскресение передан белым красками. Этот насыщенный, подсвеченный другими тонами цвет был настоящей находкой художника, несущей не только идею безграничности, но и некую тайну…
В триптихе Врубель отверг канонические законы изображения святых, пытаясь «утвердить религиозные образы в их духовной и душевной человеческой, земной значительности и в этом раскрыть их как силу, духовно превосходящую человека и благотворную для него, в подчинении которой человек может обрести свою свободу». Картина Врубеля была лишена привычной елейности, а оригинальный стиль художника не был принят комиссией священнослужителей, опасавшихся, что такое новаторство станет причиной забвения канонов христианской веры.
А Врубеля, прежде всего, интересовал человек, его душевное состояние, смятение, порывы. И он пытался с помощью религиозных мотивов отразить вечные проблемы и ценности жизни.

И, наконец, завершающим христианскую историю полотном, является картина «Воскресение», тоже не принятая религиозной комиссией.
5 евангельских картин Михаила Врубеля

Художник показал восставшего в своей гробнице Христа, преисполненного чувством Своей святости, идеальной жизни, внутренней красоты и свободы. А это уже новый взгляд художника, его религия, если хотите, религия изящного, мысль эстетическая. Через воскресшего Христа и древних воинов в нижней части картины Врубель отразил контраст между величием и греховностью, истинным знанием и бесовскими страстями, вечностью души и поисками смысла жизни и своего места в мире. В этом блюстители канонов узрели богоборчество.

Автор: Наталья Ханина
723
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top